Дети, сыновья, младенцы, чада Библейская Энциклопедия Брокгауза

I. Словами «дети» или «сыновья» в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, т.е. последующие поколения. Там, где эти слова употреблены в метафорич. значении, они указывают либо на состояние беспомощности и зависимости, неведения и незрелости (От Матфея 18:3; 1-е Коринфянам 14:20; 1-е Петра 2:2), либо подразумевают людей, определяемых по к.-л. характерному свойству или по их отношению к ч.-л., как, напр., «чада света» или «сыны века сего» (От Луки 16:8; К Ефесянам 5:8), «сын смерти» (2-я Царств 12 – в Синод. пер. – «достоин смерти»), «сын геенны» (От Матфея 23:15), «сыны лукавого» (От Матфея 13:38).

II. Многочисл. потомство означало радость и счастье, оно считалось Божьим благословением (Второзаконие 28:4; Иов 5:25; Псалтирь 126:3; Псалтирь 127 и след.; Притчи 17:6). В бездетном браке видели Божье наказание (Бытие 30:23; 1-я Царств 1 и след.; Исаия 47:9).

III. Израил. матери долго вскармливали младенцев грудью (Бытие 21 и след.) и отлучали их от груди только в два-три года (1-я Царств 1:23; 2 Макк. 7:27; ср. ⇒ Грудь (3) ⇒ Кормилица). Имя ребенку часто давала мать (Бытие 4:1:25; Бытие 29:32-35; Бытие 38:4; Книга Судей 13:24; 1-я Царств 1:20; Исаия 7– МТ; в Синод. пер. – «нарекут ему имя»), но иногда это делал и отец (Бытие 4:26; Бытие 5 и след.; Бытие 21:3; Бытие 35:18; Бытие 38:3; Бытие 41:51; Исход 2:22; 2-я Царств 12– МТ; в Синод. пер. – «нарекла ему имя»). В новозаветный период имя мальчику давали при ⇒ обрезании, на восьмой день после ⇒ рождения (От Луки 1:59; От Луки 2:21). Первенец, как все ⇒ первородное, посвящался Господу; его полагалось принести в святилище и выкупить за пять сиклей серебра (Числа 18 и след.).

IV: 1) в первые годы жизни мальчики и девочки росли вместе, под присмотром матери (Притчи 6:20; Притчи 31:1; 2-е Тимофею 1:5). Позднее ⇒ воспитание мальчика брал на себя отец; в богатых семьях были воспитатели (4-я Царств 10:1; Исаия 49:23). Закон обязывал отца рассказывать Д. о деяниях и слове Господа (Второзаконие 4 и след.; Второзаконие 6 и след., 20–25), поскольку начало всякой мудрости – страх Господень (Притчи 1 и след.). Во время пасхальной трапезы глава семьи рассказывал Д. о том, как Бог спас Свой народ (Исход 12 и след.);

2) Д. считались собственностью отца, он имел право даже продавать их в рабство, правда, только израильтянам (Исход 21:7). Чаще в Библии речь идет о Д., обращенных в рабство заимодавцем за долги их отца (4-я Царств 4:1; Неемия 5:5; Исаия 50:1). Отец решал, за кого выдать замуж дочерей, нередко он же решал и вопрос о женитьбе сыновей (⇒ Брак). Если Д. совершали тяжкие преступления, отец имел право наказывать их смертью (Бытие 38:24; Второзаконие 21:18-21), однако, во избежание произвола, право вынесения окончат. приговора оставалось за старейшинами города. С др. стороны, отцу запрещалось при распределении наследства отдавать первенство сыну любимой жены в ущерб первенцу, рожденному от нелюбимой (Второзаконие 21:15-17). Закон многократно заповедует Д. почитать родителей (Исход 20:12; Левит 19:3; Второзаконие 5:16; ср. Притчи 1 и след.; Притчи 13:1). Злословящий отца или мать проклят Богом, и его следует предать смерти, как и того, кто ударит отца или мать (Исход 21:15:17; Левит 20:9; Второзаконие 27:16; Притчи 20:20; От Матфея 15:4).

V. НЗ не отменил ветхозаветную заповедь, но обращался одноврем. и к Д., и к родителям (К Ефесянам 6:1-4; К Колоссянам 3 и след.); слова Иисуса устанавливают известный предел привязанности Д. к родителям, указывая на приоритет непосредств. подчинения Д. Богу и Его воле (От Марка 3:33-35; От Луки 9:59-62; От Луки 14:26).