Дерево Библейская Энциклопедия Брокгауза

Дерево: 1) благодаря удачному геогр. положению Палестины там растут почти все виды Д., обычно встречающиеся в областях с умеренным и жарким климатом;

2) в Левит 19:23-25 говорится о запрете есть плоды только что посаженного Д. в течение первых трех лет. (⇒ Первородство, первородный.) Запрещалось во вражеской стране срубать фруктовые Д., но любые другие, которые «ничего не приносят в пищу», разрешалось; их использовали для сооружения осадных орудий (Второзаконие 20 и след.);

3) в ВЗ часто упоминаются Д., ставшие памятными знаками. Так, существовали «дуб плача», под которым погребли кормилицу Девору (Бытие 35:8), дуб в Сихеме, под которым Иисус Навин воздвиг памятный камень (Иисус Навин 24:26), пальма Деворы между Рамой и Вефилем (Книга Судей 4:5), «колдовской дуб» (Книга Судей 9– в Синод. пер. – «дуб Меоним»), дуб в Гиве, под которым Саул вершил суд над сторонниками Давида (1-я Царств 22:6), Фаворский дуб (1-я Царств 10– в Синод. пер. – «Фаворская дубрава»), гранатовое Д. в Мигроне (1-я Царств 14:2) и т.д.;

4) для устройства мест поклонения идолам израильтяне, по примеру ханан. язычников, выбирали не только свящ. рощи, но и отдельные Д. с обширной кроной (Исаия 57:5; Иезекииль 6:13; Иезекииль 20:28). Уже в Бытие 3:8 рассказывается о том, как человек пытался среди Д. укрыться от живого Бога. Д., вместе со всем остальным Божественным творением, разделяют ликование спасения (Псалтирь 95:12; Исаия 44:23; Исаия 55:12);

5) Д. может также обозначать орудие казни, т.е. виселицу (Есфирь 5:14; Есфирь 6:4; Есфирь 7:9);

6) в притче о Д., избиравших над собою царя, Иофам осуждает Авимелеха и жителей Сихема (Книга Судей 9:7-15). Д. также служит олицетворением Ассирийского царства (Исаия 10:19) и могуществ. царя Навуходоносора (Даниил 4 и след.), а в Псалтирь 1 и Иеремия 17 и след. плодоносящее Д. является образом человека, живущего по Закону Божьему. И в НЗ плодоносные Д. олицетворяют людей праведных, а бесплодные – нечестивых (От Матфея 3:10; От Матфея 7:17-19; От Луки 6:43:44). В Иуды 1:12 нечестивцы сравниваются с «осенними деревьями, бесплодными, дважды умершими, исторгнутыми». В притчах Иисуса высокий стебель горчицы также назван Д. (От Матфея 13:32).