День очищения Библейская Энциклопедия Брокгауза

День очищения [евр. йом хаккиппурим, новоевр. йом киппур – буквально: «день покрытия (грехов)].

I. Десятый день седьмого месяца (тишри ­­ сентябрь-октябрь), согл. Закону, был днем праздничного собрания, поста (⇒ Покаяние) и отдыха от работы (Левит 16:29:31; Левит 23:27-32; Числа 29:7), в который ⇒ первосвященник совершал перед Господом полное очищение (⇒ Примирять) своих грехов и грехов всего народа (Левит 16:17:30:33:34; Левит 23:28). Это был единств. в году день, когда Законом предписывался пост и когда первосвященник мог войти в Святое Святых скинии и храма (Левит 16 и след.; К Евреям 9:7). (О «жертве за грех, приносимой в день очищения», Числа 29:11; ср. Левит 16 ⇒ Жертва, III и ⇒ Азазель; кроме того, в Д.О. совершались и иные жертвоприношения, Числа 29:7-11). Особое значение Д.О. имел в каждом 50-м году, когда после семи субботних лет (⇒ Субботний год) он открывал собой ⇒ юбилейный год.

II 1) Д.О. был учрежден после того, как два сына Аарона (Левит 16 и след.) погибли при попытке принести Господу жертву каждения, которую Бог не велел им приносить (Левит 10 и след.). Помимо излож. в Законе предписаний, этот день в ВЗ нигде больше не упоминается. Что касается НЗ, то в книге Деяний он упоминается как день поста (Деяния 27:9), а в Послании к евреям содержатся ссылки на него по разным поводам (см. ниже, III). Талмуд содержит подробные сведения о том, как первосвященник должен готовиться к Д.О. и проводить различные обрядовые действия при жертвоприношении. О Д.О. раввины говорили след.: он искупает грехи против Бога, но грехи, что были совершены против ближнего, искупает лишь в том случае, если до этого дня состоялось примирение с тем, против кого было совершено прегрешение;

2) некоторые исследователи пытались истолковать отсутствие в ВЗ сведений о праздновании Д.О. в период после его учреждения как доказат-во того, что этот праздник был введен лишь после вавил. плена, а соотв. разделы Закона возникли лишь к этому времени (⇒ Пятикнижие Моисея). Но тогда невозможно объяснить, как жертвоприношения Д.О. оказались единств., непосредственно связ. с ⇒ ковчегом завета, которого после плена уже не было.

III. Д.О. как сердцевина и кульминация ветхозаветного богослужения был упразднен жертв. смертью Иисуса на кресте. На место постоянно повторяющегося «однажды в год» (К Евреям 9:7:25) очищения, совершаемого ветхозаветным первосвященником, который сам нуждался в очищении (К Евреям 7:27), теперь пришло очищение, соверш. однажды и навечно (К Евреям 9:12:26:28; К Евреям 10:12:14:18) безгрешным, святым и вечным Первосвященником Иисусом Христом (К Евреям 7:26:28), когда Он со Своей собств. кровью вошел на небо, чтобы предстать за нас пред лице Божие (К Евреям 9:24; ср. К Евреям 7:25).