Дело, действовать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Дело, действовать I. ДЕЛА И ДЕЙСТВИЯ БОЖЬИ

1) в Библии Бог, в отличие от «бога философов», действует. Его вечная сила и Божество «чрез рассматривание творений видимы» (К Римлянам 1:20). Бог действует доныне (От Иоанна 5:17) и является одним и тем же, «производящим все во всех» (1-е Коринфянам 12:6). Д. Божьи велики и многочисл. (Псалтирь 103:24). Бог позволяет радоваться Д. рук Его и восхищаться ими (Псалтирь 91:5), но никто не в состоянии достойно восславить все достославные дела Его (Псалтирь 105:2). При этом Библия подразумевает Божьи Д. в природе и во всем мироздании (Псалтирь 8:4; Псалтирь 18:2; Псалтирь 91 и след.; Псалтирь 101:26; Псалтирь 103:1; Псалтирь 138:14). Но она прославляет и действие Бога в историч. процессе, прежде всего в истории народа Израиля (Второзаконие 3:24; Второзаконие 11:3; Книга Судей 2:10; Псалтирь 45:9; Псалтирь 63:10; Псалтирь 65:3; Псалтирь 67:29; Псалтирь 76:13; Псалтирь 94:9; Псалтирь 106:22; Псалтирь 110:2:7; Псалтирь 144:4; Исаия 10:12; Исаия 19:25; Исаия 28:21; Иеремия 51:10). Это Д. еще не завершено, оно простирается в будущее, в конец времен (Исаия 60:21);

2) поскольку Бог действует, то действует и Его Сын, Иисус Христос (От Иоанна 5:17). Он не только Учитель, Он Сам совершает дело Божье (От Иоанна 4:34; От Иоанна 5:20:36; От Иоанна 9:4; От Иоанна 10:25:37; От Иоанна 14:10; От Иоанна 17:4). Слово Иисуса, как и слово Бога (Псалтирь 32:9), действенно (От Матфея 8:5-10). Поэтому в деятельности Иисуса слова и Д. (в т.ч. чудеса, исцеления и изгнания бесов) неразрывно связаны между собой, и эта деятельность разрушает дела дьявола (1-е Иоанна 3:8). Церковь Христова по праву называет искупит. деяние Иисуса и перенес. Им страдания Д. спасения;

3) хотя Писание нигде не употребляет выражение «дело Святого Духа», но все то, что Господь делает со Своими чадами и через них, Он совершает посредством Духа. Об этом отчетливо свидетельствует миссионерская деятельность Его посланников (Деяния 13:2; Деяния 14:26). В других местах Писания такое положение вещей может быть выражено несколько иначе (От Марка 16:20; К Римлянам 15:18; 1-е Коринфянам 4:15; 1-е Коринфянам 9:1; К Ефесянам 3:20; К Филиппийцам 2:13; К Колоссянам 1:29; К Колоссянам 2:12; 1-е Фессалоникийцам 2:13). Иисус дал Своим ученикам обетование о том, что с помощью Св. Духа они смогут творить такие же дела, какие творил Он Сам, и даже большие (От Иоанна 14:12).

II. ДЕЛА ВОЗРОЖДЕННЫХ

1) в ходе истории библ. учение об оправдании было серьезно искажено в связи с неправильно понятым значением дел в жизни христианина. НЗ ясно учит тому, что никто не оправдается перед Богом делами Закона, т.е. теми делами, которые совершаются с целью добиться оправдания пред Богом. «Человек оправдывается верою» (К Римлянам 3 и след.,28; К Римлянам 4 и след.; К Галатам 2:16; К Ефесянам 2 и след.; 2-е Тимофею 1:9), «действующей любовью» (К Галатам 5:6), ибо в этом открывается та праведность, которая действительна перед Богом. ⇒ Плоть по сути своей не может исполнить требования Божьего Закона (К Римлянам 7:22-25; К Римлянам 8:1-8). Поэтому все дела, даже при безукоризн. соблюдении закона, тщетны перед Богом (К Филиппийцам 3:3-9). Это «мертвые дела» (К Евреям 6:1; К Евреям 9:14). Но возрожд. уже не живет «по плоти», он служит Богу «по духу» (К Римлянам 8:9; К Филиппийцам 3:3). Поэтому апостолы требовали и ожидали от церквей и от отдельных верующих добрых Д. во Христе (К Ефесянам 2:10). Т.о., вера и Д. не только не противоречат друг другу, но и по своей сути связаны в послушании вере (К Римлянам 1:5; К Римлянам 14:25). Иаков показывает, что живая вера подвигает на Д. и проявляется в Д. (Иакова 2:14-26). Павел великолепно выразил эту же мысль в краткой формулировке, сказав о «деле веры» (1-е Фессалоникийцам 1:3). И в Послании к ефесянам он говорит: вы спасены «не от дел», но именно благодаря своему спасению мы есть «Его творение», «созданное во Христе Иисусе на добрые дела». Эти Д. «предназначены» нам и, след., в них нет нашей заслуги, но мы должны жить в них, как святые, вооруж. на Д. служения (К Ефесянам 2:8-10; К Ефесянам 4:12). Поэтому во многих местах Библия требует от церквей и верующих добрых Д. и просит о них (2-е Коринфянам 9:8; К Колоссянам 1:10; К Колоссянам 3:17; 1-е Тимофею 2:10; 1-е Тимофею 6:18; К Титу 2:14; К Титу 3:8; К Евреям 13:21; Откровение 2:3). От христиан ожидается преуспевание в деле Господнем (1-е Коринфянам 15:58), и проклятию подлежит тот, «кто дело Господне делает небрежно» (Иеремия 48:10). Ибо доброе Д. – это видимое свидетельство присутствия Царства Божиего в мире (От Матфея 5:16; 1-е Петра 2:12);

2) не должно удивлять и то обстоятельство, что НЗ свидетельствует о суде «сообразно с делами», который коснется не только неверующих (К Римлянам 14:10; 1-е Коринфянам 4:5; 2-е Коринфянам 5:10; 1-е Петра 1:17). Дела, которые мы совершали как верующие, попадут в испытующий огонь дня Господня. Они могут сгореть в этом огне; тогда мы потерпим поражение и будем посрамлены; но если они уцелеют, то принесут нам награду (1-е Коринфянам 3:11-15; 1-е Иоанна 2:28).