Девица, дева Библейская Энциклопедия Брокгауза

Девица, дева I. Незамужняя девушка. Согласно закону, совративший Д. должен был жениться на ней (Исход 22:16:17) и не имел права расторгнуть брак с нею (Второзаконие 22:28:29). Обрученная Д., уличенная в прелюбодеянии, наказывалась смертью; если же Д., подвергшись насилию, не могла позвать на помощь, то она считалась невиновной. Ложное свидетельство о том, что девушка, вступающая в брак, не девственница, строго наказывалось; если же обвинение подтверждалось, то Д. побивали камнями. Первосвященнику предписывалось жениться только на девственнице (Левит 21 и след.). В Иезекииль 44 это предписание распространяется на всех священников, которым, однако, разрешалось жениться также на вдовах священников.

II. В евр. языке существуют два слова, обознач. девушку. Слово бетула указывает прежде всего на ее девственность (Бытие 24:16; Книга Судей 11:38; 2-я Царств 13:2; 3-я Царств 1:2), в то время как слово алма обозначает Д., достигшую половой зрелости и готовую к замужеству (Бытие 24:43; Исход 2:8; Псалтирь 67:26; Притчи 30:19; Песни Песней 1:2; Песни Песней 6:8; ср. также От Матфея 25:1). Тот факт, что в Исаия 7 стоит слово алма (в Синод. пер. – Дева), не дает основания толковать его иначе как «девственница», тем более, что смысл предсказания вполне раскрылся при его исполнении, которое надежно засвидетельствовано (От Матфея 1:23; От Луки 1:27).

III. Часто слово «дева» употреблялось у евреев в отношении городов и народов: Сион и Израиль (Плач Иеремии 2:13; Иеремия 18:13; Иеремия 31:4:21), Сидон (Исаия 23:12), Вавилон (Исаия 47:1) и Египет (Иеремия 46:11). В ВЗ используются такие метафоры, как «девствующая дочь» (4-я Царств 19:21), «посрамленная» (Исаия 23:12), или «падшая» дева (Амос 5:2). Этот образ включает также женщин, изображ. в Иезекииль 16:1; Иезекииль 23:1, и блудниц из Откровение 17:1.

IV. В 1-е Коринфянам 7:25-38 Павел, рассуждая о браке, говорит и о девах. Выходя за рамки ВЗ, видевшего смысл жизни женщины исключит. в замужестве, он указывает коринфянам на возможность отказа от брака ради служения Господу (1-е Коринфянам 7:32:34; ср. Деяния 21:9). Напротив, в Откровение 14 говорится, скорее, не о земном безбрачии, а о чистоте от идолослужения и идолопоклонства (ср. Откровение 2:14), которые уже в ВЗ сравнивались с блудом и прелюбодеянием (Иеремия 13:27). Точно так же и Павел хочет представить Христу Церковь чистой девой (2-е Коринфянам 11:2).