Дар, дарование Библейская Энциклопедия Брокгауза

I. ПОНЯТИЕ

Важнейший «дар Божий» – это вечная жизнь в Иисусе Христе (От Иоанна 4:10; К Римлянам 6:23). Христос «дал дары человекам» (К Ефесянам 4:8). Он не только открыл людям дорогу к Богу и сделал для них возможным общение со справедливым и святым Господом, но и дал им Д. Св. Духа (От Иоанна 14:16; От Иоанна 16:7; Деяния 2:38) и, соотв., Его плоды: покаяние (Деяния 5:31), веру (К Ефесянам 2:8), любовь (К Римлянам 5:5), радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание (К Галатам 5:22:23). Все верующие получают духовные дары от Бога, дающего их по Своей воле для выполнения различных задач в Церкви (К Римлянам 12:6; 1-е Коринфянам 7:7; 1-е Коринфянам 12:4:9; К Ефесянам 4:7-16). Относит. От Матфея 5 и след. От Матфея 8⇒ Жертва.

II. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Божий Дух нисходит время от времени на определ. людей и наделяет их чудотворной силой, Д. пророчества и Д. ⇒ исцеления больных. Люди, наделенные Д. Духа, руководили народом, проповедовали и распространяли Слово Божие. Но не только пророкам посылались видения и пророч. сны. В Числа 11 и след. говорится о том, что Дух почил как на Моисее, так и на семидесяти старейшинах. Сошествие Св. Духа на весь народ Божий, согл. предсказанию пророка, должно было произойти только после заключения нового завета (Иоиль 2:28:29; ср. От Марка 16:17).

III. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Принято различать девять Д. Духа, перечисленных в 1-е Коринфянам 12:8-10: мудрость, знание, вера, исцеление, чудотворение, пророчество, различение духов, «разные языки» и «истолкование языков».

А. СУЩНОСТЬ ДАРОВ ДУХА

Д. Духа даются каждому члену Церкви Иисуса (1-е Коринфянам 12:7:11). Они предназначены для взаимного служения и строительства Церкви (1-е Коринфянам 14:3-5; 1-е Петра 4:10). Иногда Д. пробуждают в человеке необыкновенные способности. Д. Св. Духа – это больше чем просто естественная одаренность, но эти понятия нельзя противопоставлять друг другу. Природные дарования – это тоже Божьи Д., и разделять их не только невозможно, но и не нужно. Через Д. Духа в Церкви действует Дух Божий (1-е Коринфянам 12 и след.), чтобы прославлять Иисуса Христа. Это значит, что верующему не нужно волноваться за свою безопасность в этом мире, ему следует полностью довериться Христу (От Матфея 28:18). Даже сами Д. и жертвы (1-е Коринфянам 13:3) мало значат, если в них нет любви. Д. обретают полноту только через любовь (1-е Коринфянам 12:7): «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных» (1-е Коринфянам 14:1:12:31:39; К Ефесянам 4:3; 1-е Фессалоникийцам 5 и след.).

Б. НОСИТЕЛИ ДАРОВ

Божий Дух нисходит на слабых и немощных (Псалтирь 50:12 и след.; ср. 2-е Коринфянам 12:9), чтобы в них явить славу Своего Божеств. величия. Но, в отличие от плодов Духа (К Галатам 5:22; К Ефесянам 5:9), духовные Д. сами по себе не могут служить мерилом духовной зрелости христианина. Об этом свидетельствуют серьезные наставления, которые дал ап. Павел коринфянам (ср. 1 и 2Кор). Св. Дух по Своей воле наделяет каждого человека определ. Д. (1-е Коринфянам 12:11; ср. К Ефесянам 4:7), и каждому Д. отводится свое место в созидании Церкви (К Римлянам 12 и след.; 1-е Коринфянам 12:1; 1-е Коринфянам 14:1). Использовать духовные Д. во время богослужения следует «благопристойно и чинно» (1-е Коринфянам 14:40), чтобы они были «к назиданию» (1-е Коринфянам 14:26). Происхождение Д. от Св. Духа не освобождает Церковь от проверки их подлинности, на что неоднократно указывается в Библии (1-е Коринфянам 14:29; 1-е Фессалоникийцам 5 и след.; 1-е Иоанна 4:1).

В. ПОЛУЧЕНИЕ ДАРОВ

Св. Дух раздает Д. «каждому человеку особо, как Ему угодно» (1-е Коринфянам 12:11). Человек не может выбирать их по своей воле, он получает определ. Д., причем не все (1-е Коринфянам 12:4:30), хотя в Библии говорится, что человеку следует «ревновать о дарах больших» (1-е Коринфянам 12:31; 1-е Коринфянам 14:1:5:13). Всем христианам необходимо молиться о получении духовных Д. (1-е Коринфянам 14:1; ср. От Луки 11:13; Деяния 1:4:14). Получение Д. нередко происходило в момент дарования Св. Духа, очень часто – через возложение рук апостолами (Деяния 8:14-19; Деяния 19:6; 2-е Тимофею 1:6), а иногда – через пророчества и возложение рук пресвитерами (1-е Тимофею 4– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Сами апостолы получили Д. через излияние Св. Духа в ответ на их ожидание и молитву (Деяния 1:4:14; Деяния 2:1-4). Среди Д. более всего ценились «дар языков» и дар пророчества, поэтому именно они служили свидетельством излияния Св. Духа (Деяния 2:4; Деяния 10 и след.; Деяния 19:6): ученики Иисуса обладали Д. (От Матфея 10:1) и были исполнены Св. Духом (От Иоанна 20:22) еще до дня Пятидесятницы. Однако неверно утверждать, что человек, не обладающий к.-л. из Д., напр. даром языков, вовсе не имеет Св. Духа. Боговдохновенность проявляется в плодах Духа (К Галатам 5 и след.), в кротости и долготерпении, в сохранении до конца «дерзновения» и надежды (К Евреям 3:6:14; К Евреям 6:11), в любви к страданиям Христа и Его кресту (К Филиппийцам 3:10:18), а также в прощении ближнему невнимания или презрения к себе (2-е Тимофею 1:15; 2-е Тимофею 4:16; 3-е Иоанна 1 и след.).

Г. ОТДЕЛЬНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

Существуют различные перечни Д. Духа (см. К Римлянам 12:6-8; 1-е Коринфянам 12:8-10; 1-е Коринфянам 12:28-31; К Ефесянам 4:7:11 и след.; 1-е Петра 4 и след.). Т.о., количество и сущность Д. точно не определены. Далее приводится перечень Д. из 1-е Коринфянам 12:8-10)

1) МУДРОСТЬ. Иисус обещал дать Своим ученикам «уста и премудрость, которой не возмогут ни противоречить, ни противостоять все противящиеся» (От Луки 21:12-15), чтобы они, когда их будут гнать во имя Его, могли ответить, не обдумывая заранее, на вопросы недругов и отвести их обвинения (От Луки 13:17; От Луки 14:6; От Луки 20:2-8:26:40; Деяния 6 и след.). Мудрость Св. Духа следует отличать от природного ума и приобретенного знания (1-е Коринфянам 1 и след.);

2) ЗНАНИЕ – это результат действия Св. Духа, которое нельзя отождествлять с работой человеч. ума. Ап. Павел владел этим Д. (1-е Коринфянам 3:10; 2-е Коринфянам 11:6). Однако знание (как, впрочем, и другие дарования) может привести к гордыне (1-е Коринфянам 8:1). Для Павла знание – не только ученость, но и внутр. проницательность. После своего обращения он три года провел в молчании и общении с Богом (К Галатам 1:16-19). По своей сути, знание – это не что иное, как увеличивающееся познание Иисуса Христа, благодаря которому мы преображаемся в Его образ (2-е Коринфянам 3:18; К Филиппийцам 3:10; 2-е Петра 1 и след.; 2-е Петра 3:18; ⇒ Познание). Д. знания не предполагает обладания всей полнотой знания (1-е Коринфянам 13:9:12). «Когда же настанет совершенное [знание], тогда то, что отчасти, прекратится» (1-е Коринфянам 13:10). Но если бы даже человек знал все и обо всем, но не имел любви, он был бы ничем (1-е Коринфянам 13:2); (⇒ Познание);

3) ВЕРА. Вера – это Д. Божий (1-е Коринфянам 12:9). Такая вера может «переставлять горы» (От Матфея 17 и след.; 1-е Коринфянам 13:2), т.е. она обращена к безграничным возможностям Господа Бога. По вере Бог творит чудеса (От Луки 17:19; ср. Псалтирь 17:30), исцеляет больных (Деяния 3:16; Иакова 5:15; ср. 1:6) и даже воскрешает из мертвых (Деяния 9:40). В безнадежных ситуациях вера укрепляет надежду (Деяния 27:20-25). Через веру в этом мире совершаются Божьи деяния (От Матфея 21:22; От Марка 11 и след.; От Иоанна 5 и след.; От Иоанна 14 и след.; ср. От Матфея 8:13; От Матфея 9:2:22:29 и т.д.);

4) ИСЦЕЛЕНИЕ. Наряду с исцелением через молитву, веру и пост (От Матфея 17:21; см. п. 3) Св. Дух наделяет отдельных людей Д. исцелять больных. В библ. тексте это слово употреблено во мн.ч.: «дары исцелений». Возможно, это свидетельствует о том, что каждое исцеление даруется непосредственно Богом и что никто из людей не может использовать этот Д. «по своему усмотрению». Последнее слово Бог оставляет за Собой; ⇒ Исцеление, лечение;

5) ЧУДОТВОРЕНИЕ [греч. энергемата дюнамеон – букв. «действия сил» ] (здесь снова употреблена форма мн.ч.; см. выше). В Деян. 4словом «сила» [греч. динамис] оценивается свидетельство апостолов, а в Деян. 6о Стефане, совершавшем чудеса и знамения, сказано как об «исполненном силы». В Деяния 8:13 «силами» названы чудеса, творимые Филиппом. Чудесами сопровождается распространение веры. В 2-е Коринфянам 12:12 чудеса называются «признаками апостола»;

6) ПРОРОЧЕСТВО. О Д. пророч. речей и других проявлениях пророч. дарования: ⇒ Пророчество ⇒ Предсказание;

7) РАЗЛИЧЕНИЕ ДУХОВ необходимо, т.к. сатана также творит чудеса и наделяет Д. (От Матфея 24:24); он может даже принимать вид ангела света (2-е Коринфянам 11:14). Многое зависит и от человека, напр. от того, тщеславен он или нет. Здесь уже речь идет не о сатанинском влиянии, а, скорее, о том, что Павел называет «плотью». Различение духов не дается лишь изучением Писания. В свое время именно «книжники» не признали Иисуса и, не обладая Д. различения духов, хулили Св. Духа, приписывая совершаемые Им действия сатане (От Марка 3:22-30). Д. различения духов получит особое значение в последнее время, когда, по словам Иисуса, «восстанут лжехристы и лжепророки» (От Матфея 24:24). Критерием различения духов, согл. НЗ, служат исповедание Иисуса Христа как пришедшего во плоти (1-е Иоанна 2:22; 1-е Иоанна 4:1-3) и признание Иисуса Господом (1-е Коринфянам 12:3). Общине надлежит испытывать пророчества своих членов (1-е Коринфянам 14:29);

8) РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ ⇒ Говорение языками;

9) ИСТОЛКОВАНИЕ ЯЗЫКОВ. Если проповедь, как в Деяния 2:4-6, произносилась на «ином» языке, то ее требовалось «истолковать» (перевести) на разговорный язык соответств. общины (1-е Коринфянам 14:5:13:27). «Человеческие и ангельские языки» (1-е Коринфянам 13:1) непонятны ни самому говорящему, ни толкователю сказанного (1-е Коринфянам 14:7-11:14-17). Д. истолкования языков, как и Д. разных языков, дается непосредственно Св. Духом (1-е Коринфянам 12:10; 1-е Коринфянам 14:26). Истолкование языков представляет собой отдельный Д. (1-е Коринфянам 14:26), благодаря которому «говорение языками» служит назиданию общины (1-е Коринфянам 14:5:26).