Дан Библейская Энциклопедия Брокгауза

Дан [ «(Господь) рассудил» ]:

1) пятый сын Иакова и первый – от Валлы, служанки Рахили (Бытие 30 и след.). Известен только один сын Д., Шухам или Хушим (Бытие 46:23; Числа 26:42). Благословения Иакова и Моисея характеризуют Д. и его потомков как судей и воинов (Бытие 49 и след.; Второзаконие 33:22);

2) хотя известен только один сын Д., его колено, тем не менее, согласно обоим исчислениям Израиля занимает второе место по численности после колена Иуды (Числа 1:39; Числа 26:43). В странствованиях по пустыне колено Д. вместе с коленами Асира и Неффалима ставило стан сев. скинии. Колено Д. возглавляло тот стан, который должен был последним выступать в поход (Числа 2:25-31). К колену Д. принадлежали Аголиав, помощник Веселиила при сооружении скинии, ковчега завета и всех принадлежностей для них (Исход 31:6), а позже и судья Израиля Самсон (Книга Судей 13:2:24). Удел колена Д., который оно получило последним из 12 колен, граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке – с уделом колена Вениамина и на юге – с уделом колена Иуды. Из его городов, в числе которых были Цора, Аиалон, Екрон, Иоппия, четыре были выделены левитам (Иисус Навин 19:40-46; Иисус Навин 21:5:23-45). Колено Д. так никогда и не смогло полностью завоевать предназнач. ему удел. Екрон оставался во владении филистимлян, а аморреи не позволили сынам Д. проникнуть на плодородную равнину, оттеснив их в горы (Книга Судей 1 и след.). Хотя колено и не было тем самым полностью отрезано от побережья (Книга Судей 5:17), ему пришлось искать выход и решать тер. проблемы. И этот выход был найден в захвате высмотренного разведчиками города Лаиса (Ласема) в Северной Палестине, который данитяне переименовали в Д. (Иисус Навин 19:47; Книга Судей 18). Здесь, на севере, согл. предсказанию Иезекииля, должен находиться их удел в земле обетованной (Иезекииль 48:1), хотя имя этого колена уже не упоминается среди 144 тыс. запечатленных (Откровение 7);

3) сев. погран. город Израиля, известный по выражению «от Дана до Вирсавии» (крайние сев. и юж. точки, см. 1-я Царств 3:20; 2-я Царств 3:10; 2-я Царств 24:2:15; 3-я Царств 4:25; 2-я Паралипоменон 30:5), которое подразумевает весь Израиль. Город, называвшийся прежде Лаис, или Ласем, после его захвата данитянами получил от них имя Д. (Иисус Навин 19:47; Книга Судей 18:29). При Иеровоаме здесь было введено идолопоклонство (3-я Царств 12:28-30; 4-я Царств 10:29; Амос 8:14). В 733 или 732 г. до Р.Х. население Д. было угнано в ассир. плен. Д. находился в плодородной области близ Беф-Рехова (Книга Судей 18:28). Первонач. значение названия Д. до сих пор живо в названии Телль-эль-Кади – «холм судьи», у истока Нахр-эль-Леддан на склоне вулкана.