Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение Библейская Энциклопедия Брокгауза

Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение Ч. (нечистота) – это понятие, означающее состояние человека, в котором ему надлежало (запрещалось) пребывать во время богослужений и жертвоприношений (Левит 7:20-21; Числа 9:9-11; Исаия 35:8; Исаия 52:1), а также в момент личной встречи с Богом (Псалтирь 50:4-14; Исаия 6:5; Иезекииль 36:25-28). В первом случае имеется в виду обрядовая (левитская) Ч. или нечистота, в остальных случаях – Ч. или нечистота как праведность или греховность. I. ОБРЯДОВАЯ ЧИСТОТА И НЕЧИСТОТА 1) ПРЕДПИСАНИЯ В ВЗ.

Ветхозаветные установления о Ч. и нечистоте имели целью отделить народ Божий от язычников. Главным источником ритуальной нечистоты считалось соприкосновение с мертвым телом (Числа 19:1), с трупом нечистого животного (Левит 11:8:11:24-28:31-38), с трупом умершего или закланного с нарушением правил чистого животного (Левит 11:39-47; Левит 22:8). Обрядовая нечистота возникала в результате употребления в пищу опред. животных (Левит 11:1; Второзаконие 14:3-21), которых нельзя было также приносить в жертву Богу (Бытие 8:20; Левит 27:27; Числа 18:15-17). Нечистым делало человека и заболевание проказой (Левит 13:1; особенно Левит 13:45-46; Числа 5:2; 4-я Царств 15:5). кроме того, нечистоту вызывало истечение у роженицы (Левит 12), а также гнойное истечение (Левит 15:1-5; Числа 5:2; Болезнь), излияние семени (Левит 15:16-18), месячные кровотечения (Левит 15:19-24) и патологические кровотечения у женщин (Левит 15:25-27). Все нечистое оскверняло того, кто соприкасался с ним, находился вблизи него или употреблял его в пищу. Т.о., нечистота передавалась разными способами; продолжительность состояния нечистоты у оскверненных людей и вещей также была разной;

2) ОЧИЩЕНИЕ.

В случае осквернения нечистой пищей или прикосновением предписывалось вымыть посуду (кроме глиняной) или одежду (Левит 11:32-47; Левит 15:12:17), после чего состояние нечистоты прекращалось вечером того же дня. Мужчине, осквернившемуся истечением семени, также достаточно было вымыть одежду (Левит 15:16-18). Прикоснувшийся к мертвому телу считался нечистым в течение семи дней; для очищения его следовало дважды окропить очистит. водой (Числа 19). Для очищения рожениц, прокаженных, имеющих истечение семени или страдающих патологическими кровотечениями, помимо исполнения других предписаний, необходимо было принести жертву за грех (Левит 12:6-8; Левит 14:19:49; Левит 15:15:30);

3) СВЯЗЬ ОБРЯДОВОЙ НЕЧИСТОТЫ С ГРЕХОМ В ВЗ.

Предписания об обрядовой нечистоте указывают на ее связь с грехом. Это подтверждается и употреблением евр. слов тахор («чистый») и таме («нечистый»). Тахор первонач. имело значение – «издающий свет», «светящийся»; основное значение слова таме – «погруженный», «покрытый илом», «грязный», и в Иезекииль 4:12-14 оно обозначает прежде всего нечто отвратит., страшное, противное. В Исаия 6:5; Иезекииль 22:5; Зах. 13то же слово подразумевает нравств., греховную нечистоту, соотв. в Иов 17:9; Пс. 50понятие «чистый от греха» обозначено словом тахор. Несмотря на это, обрядовую нечистоту нельзя отождествлять с грехом, ибо грех не переносится внешним путем, о котором шла речь, и может быть устранен только жертвой, а не омовением. Поэтому обрядовая нечистота во всех ее формах воспринималась как символ смерти, которая, как следствие греха, представляла собой противоположность живому Богу (1-е Коринфянам 15:26). Отсюда и представление о том, что мертвое тело и болезнь оскверняют, что истечение семени у мужчины и месячные истечения у женщин являются уничтожением зародышей жизни. Так же следует понимать и нечистоту роженицы, причем не новорожденное дитя, а мать, потерявшая жизн. силу, считалась нечистой. Но нечистота, вызванная проказой, которая не считалась тяжелым заболеванием ( Болезни: проказа), не поддается такому толкованию: человек, вся кожа которого была поражена, объявлялся чистым (Левит 13:12-46). Так, с одной стороны, можно видеть, что обрядовая нечистота связана с грехом и смертью, которая после грехопадения отравила все создания. С другой – не ясна причина, почему только употребление в пищу опред. животных и почему только отдельные физиологич. процессы, а не все болезни вообще, вели к осквернению и исключению человека из участия в богослужении, причем на время своей нечистоты он лишался возможности достичь примирения с Богом посредством жертвоприношения. Эти предписания, однако, неоспоримо доказывают, сколь серьезно чистый и святой Бог относится к Ч., когда требует: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Левит 19:2; ср. 1-е Петра 1:16);

4) ПОНЯТИЕ ЧИСТОТЫ В НЗ.

НЗ не содержит требований обрядовой Ч. Иисус говорит о бесполезности внешних омовений при внутр. оскверненности грехом (От Матфея 15:11; От Матфея 23:25-36; От Луки 11:39-54), а Петр получает повеление не считать нечистым то, «что Бог очистил» (Деяния 10:15). Никакая часть творения не должна больше считаться нечистой сама по себе (К Римлянам 14:14; 1-е Тимофею 4:4). Для человека чистого, т.е. внутренне очищенного от греха, чисто всё (К Титу 1:15), но он не должен делать того, что запрещает ему его совесть (К Римлянам 14:14:20) или что может ввести в ⇒ соблазн слабого брата (К Римлянам 14:15:20-23; 1-е Коринфянам 8:8-13). Апостольский собор Пищевые запреты.II. НЕЧИСТОТА, ВЫЗЫВАЕМАЯ ГРЕХОМ

1) наряду с обрядовой нечистотой, исключающей человека из ветхозаветного богослужения, существует нечистота греха. Она оскверняет человека в самой его сущности, делая нечистым его сердце, источник мыслей и слов (От Матфея 12:34-37), и тогда от него исходит только нечистое (От Матфея 15:19). В результате подобного осквернения личное общение со святым Богом становится для человека невозможным. Это осквернение неразрывно связано с рождением и жизнью человека в мире, где господствует грех (Иов 14:4; Иов 15:14; Иов 25:4; Притчи 20:9; Исаия 64:5);

2) очищение от нечистоты, вызванной грехом, возможно только посредством примирения с Богом и прощения Богом (Иезекииль 36:25), Который один только может даровать человеку чистое сердце (Псалтирь 50:12; Псалтирь 72:1; ср. Иов 22:30). В ВЗ Господь назначил для очищения от непреднамер. греха особое жертвоприношение (Левит 4:1-12; Жертва). После того как Иисус Христос совершил Свое искупит. деяние, Бог очищает сердца и совесть людей через веру во Христа (Деяния 15:9; К Евреям 9:14); человек становится способным к любви (1-е Тимофею 1:5; 1-е Петра 1:22), к добрым делам (К Титу 2:14; К Евреям 9:14), он может призывать Господа от чистого сердца (2-е Тимофею 2:22). Благодаря этому несравненному Божьему дару человек приобщается к Его народу (К Титу 2:14), Его Церкви. Бог неотступно заботится о Церкви, очищая ее от «бесплодных ветвей» (От Иоанна 15:2). Верующий призван вновь и вновь очищаться (1-е Иоанна 3:3) «от всякой скверны плоти и духа» (2-е Коринфянам 7:1), от лжеучений (2-е Тимофею 2:16-18:21). Средством очищения служит исповедание грехов (1-е Иоанна 1:7-9). Неверующий же остается нечистым в своих помыслах и с нечистой совестью, для него нечистым является всё, с чем он соприкасается (К Титу 1:15). О значении слова «чистый» можно судить по греч. слову эйликринес, образов. из двух корней: «солнце» и «испытывать» («испытанный солнцем» – Септуагинта и НЗ). Соотв., чистый человек – это тот, кто может открыто явить миру свои деяния. Именно в таком смысле свидетельствует о себе и своем благовествовании ап. Павел (2-е Коринфянам 1:12; 2-е Коринфянам 2:17). Он молится за Церковь, чтобы в великий Судный день она могла предстать перед Судьей «чистой» (К Филиппийцам 1:10; К Филиппийцам 2:15). Второе послание Петра призвано помочь Церкви обрести Ч. разума и деяний: это поможет ей устоять в грядущих тяжких испытаниях (2-е Петра 3:1). Другое греч. слово со значением «чистый» – адолос – встречается в 1-е Петра 2:2: «чистое словесное молоко». III. ДРУГИЕ ЗНАЧЕНИЯ Слово «очищать» употребляется в Библии в отношении:

1) металлов, плавящихся и очищающихся в огне (Псалтирь 11:7; Малахия 3:3; Захария 13:9);

2) людей, испытываемых Богом в трудностях и страданиях для того, чтобы узнать, является ли их вера чистой, постоянной, смиренной и полной любви (Малахия 3:3; Исаия 1:25; Даниил 12:10);

3) Слова Божьего (Псалтирь 118:140; Псалтирь 11:7).