Число Библейская Энциклопедия Брокгауза

Число I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

1) с помощью Ч. ведется счет однородных единиц (людей, животных, предметов, временных отрезков, массы и т.д.); кроме того, с их помощью обозначают порядок внутри определ. количества этих единиц;

2) ряд последоват. увеличивающихся Ч. подразделяется на группы Ч., что служит упрощению счета. Особое распространение получили две системы счисления: десятичная, которая основана на числе 10, т.е. на количестве пальцев на двух руках человека; и двенадцатиричная система, построенная на числе 12 и благодаря многокр. делимости своих основных единиц имеющая некоторые практич. преимущества. В то время как Ч. 5 как половина Ч. 10 является простым Ч., то 6 как половина 12 представляет собой самую малую величину, делимую на два Ч. – 3 и 2; 50 делится на 2, 5, 10 и 25, а 60 – на 2, 3, 4, 5, 10, 12, 15, 20, 30; 2) в Библии находит применение и двенадцатиричная система счисления (см. ниже, II,12), но преобладает все же десятичная. В своей просьбе о помиловании жителей Содома Авраам начинает с 50 человек, потом дважды снижает это Ч. на 5, потом трижды на 10 и заканчивает десятью (Бытие 18:24-32). В другом месте мы обнаруживаем ряд в 1, 2, 5, 10, 20, 30 дней (Числа 11:19-30). Круглые числа, соотношения чисел и умножение, как правило, передаются в десятичной системе: 1 тыс. и тысячи (Исход 20:6; Исход 34:7); 10 тыс. (Книга Судей 1:4; Книга Судей 3:29; Книга Судей 4:6; Книга Судей 7:3); 5 и 100, 100 и 10 тыс. (Левит 26:8); «тысячи и десятки тысяч» (1-я Царств 18:7); по 10 из 100, по 100 из 1 тыс., по 1 тыс. из 10 тыс. (Книга Судей 20:10; ср. Числа 31:4; Амос 5:3); «тысячи тысяч» (Бытие 24:60). Деление народа Израиля на группы из 1 тыс., 100, 50 и 10 человек происходило по тому же принципу (Исход 18:21; Второзаконие 1:15);

4) Ч., если их не писали прописью, на письме обозначались буквами или значками. Евреи для обозначения Ч. пользовались буквами алфавита, причем здесь применялась десятичная система. Первые девять букв означали единицы, след. девять – десятки, а последние четыре – сотни от 100 до 400. Все остальные Ч. обозначали на письме комбинацией соотв. букв. Кроме того, существовали и особые значки для обозначения Ч., напр., при указании веса (подобные тем, которые присутствуют на арам. и финик. монетах и в надписях). И здесь в основу также была положена десятичная система;

5) из практики употребления букв для обозначения Ч. возникала возможность расставить буквы в порядке возрастания их числового значения ( Алфавит Нерон);

6) в книгах премудрости используется особый лит. прием, когда в изречениях упоминаются Ч. В Притчи 30:24-28; Сир. 25:1–29 перечисляется определ. количество однородных преметов. В Книге пр. Амоса используется прием повторения Ч. 3 и 4 (Амос 1:3:6:9:13; Амос 2:1:4:6), что усиливает впечатление от сказанного. В Екклесиаст 4:12; Ис. 17Ч. 1, 2, 3 и 2, 3, 4, 5 приведены в порядке нарастания. Все это создает особый ритм в библ. стихах.

II. Кроме чисто функцион., Ч. в Библии нередко имеют еще и СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Причем у одних Ч. оно выражено определенно, у других – не столь ясно, а некоторые Ч. вообще не имеют подобных взаимосвязей. Т.о., Библия, в отличие от совр. ей или более поздних системных воззрений на Ч., в этом отношении не содержит законч. системы; некоторые Ч. относятся как к Богу, так и к богопротивным силам (напр., числа 2, 6, 7, 10). Поэтому возможное или определ. символич. значение к.-л. Ч. никоим образом не исключает его предметного значения; то и другое может сосуществать (ср., напр., часто упоминаемые временные отрезки в 40 дней в Исход 24:18; От Матфея 4:2; Деяния 1:3). След. примеры призваны раскрыть важнейшие смысловые связи Ч.:

1) ОДИН: Бог един (Второзаконие 6:4; От Матфея 19:17; От Матфея 23:8; К Галатам 3:20; Иакова 2:19), Его сущность – единство. Грехи и Божий суд над ними разрушили первонач. единство сотвор. мира (Бытие 11:1:6-9). Отныне посреднику между Богом и людьми Иисусу Христу (1-е Тимофею 2:5; ср. От Матфея 23:8:10), Который един со Своим Отцом (От Иоанна 10:30), надлежит восстановить утрач. единство и общение людей с Богом (От Иоанна 17:11:21-23; 1-е Коринфянам 8:6). Он сотворил из иудеев и язычников новый народ Божий (К Ефесянам 2:14-16), в котором надлежит сохранять единство духа в союзе мира: одно тело и один дух, призв. к одной надежде, одному Господу, одной вере, одному крещению, одному Богу и Отцу всех, Который над всеми и через всех, и во всех нас (К Ефесянам 4:3-6);

2) ДВА – минимальное Ч., при котором возможно общение. Объединение двух людей в браке или дружбе означает преодоление одиночества и беспомощности (Бытие 2:20-24; От Матфея 19:4-6; Екклесиаст 4:8-12). Истинность любого показания должны подтвердить два свидетеля (Второзаконие 17:6; От Иоанна 8:17; ср. Откровение 11:3). Своих учеников Иисус посылает в мир по двое (От Матфея 21:1; От Марка 14:13; От Луки 10:1; ср. От Матфея 18:19-20). Никто не может одноврем. служить двум господам (От Матфея 6:24). Образ двух путей (От Матфея 7:13-14), как и пример двух людей (От Луки 18:9-14; ср. От Луки 17:34-36), показывает, что для Бога важно последнее решение, ведущее к жизни или к смерти, к спасению или к проклятию;

3) с Богом тесно связано Ч. ТРИ. Бог открывает Себя как Отец, Сын и Дух Святой (От Матфея 28:19; Бог, IV); о Христе свидетельствуют дух, вода и кровь (1-е Иоанна 5:8); серафимы трижды провозглашают пред Господом: «свят, свят, свят» (Исаия 6:3; ср. Откровение 4:8). Трое мужей явились Аврааму (Бытие 18:2); Аароново благословение состояло из трех частей (Числа 6:24-26); передний двор, Святое и Святое Святых составляли святилище, жилище Бога, обитающего среди Своего народа (Исход 26:33; Исход 27:9; ср. Скиния). Три дня отделяют воскресение Иисуса от Его смерти (От Матфея 12:40; От Иоанна 2:19). кроме того, дьявол троекратно искушал Иисуса (От Матфея 4:1-11); описание богопротивного зверя в Откр. 13также связано с Ч. три: барс, медведь и лев, а также сила, престол и власть (ст. 2);

4) Ч. ЧЕТЫРЕ знаменует собой целостность сотвор. мира, когда говорится о четырех концах (краях) (Исаия 11:12; Иезекииль 7:2) или углах земли (Откровение 7:1; Откровение 20:7), а также о четырех ветрах (Даниил 11:4; Захария 2:10; От Матфея 24:31; От Марка 13:27). Река, выходившая из Эдема, также разделялась на четыре реки (Бытие 2:10). кроме того, четыре живых существа присутствуют у престола Божьего (Иезекииль 1:5-18; ср. Откровение 4:5-8). Господь говорит о четырех казнях, которые Он хочет послать на Свой непокорный народ (Иеремия 15:3; ср. ст. 2; Иезекииль 14:21);

5) Ч. ПЯТЬ не обнаруживает в Библии заметных символических связей;

6) Ч. ШЕСТЬ измеряются дни и годы человеч. труда (Исход 20:9; Исход 23:10; ср. Исход 21:2). Дни находятся между посвящ. Богу субботами, а годы – между субботними годами. Бог сотворил мир за шесть дней (Бытие 1:31; Исход 20:11). Однако у исполина, который имеет по шесть пальцев на каждой руке и каждой ноге (2-я Царств 21:20), очевидно, проступает нарушение установл. Богом порядка; в Откр. 13число 666 есть число зверя, воплощение богопротивных сил мира; ср. Нерон;

7) Ч. СЕМЬ выражает заверш. целое в его совершенстве, чаще всего в соотв. с Божьей волей, как, напр., сотворение мира (Бытие 2:2-3). Седьмой день, суббота (Исход 20:10), и седьмой, субботний, год (Исход 23:11) разделяют и упорядочивают время, труд и богослужение человека. Семикратны возмездие (Бытие 4:15; Псалтирь 78:12; Притчи 6:31) и прощение (От Луки 17:4), восстанавливающие наруш. порядок; семь раз священник должен производить искупит. окропление (Левит 4:6; Левит 8:11; Левит 14:7:16:51; Левит 16:14). Иногда жертва состояла из семи одинаковых животных (Числа 28:11:19; 1-я Паралипоменон 15:26; 2-я Паралипоменон 29:21; Иезекииль 45:23). У моавитян жертвы возносили одноврем. на семи жертвенниках (Числа 23:1-12:29-30). Семь потомков Саула должны были умереть за его кровавое преступление (2-я Царств 21:6:9). Неумеренности человека, который хочет отмщения «в семьдесят раз всемеро» (Бытие 4:24), противостоит безграничное прощение Божье (до 77 раз; От Матфея 18:22). Так Ч. СЕМЬ становится Ч. святым, Ч. Божьим. В НЗ это особо очевидно следует из Откровения Иоанна: семь духов Божьих (Откровение 1:4); семь звезд, светильников и церквей (Откровение 1:20); семь посланий (Откровение 2, Откровение 3); семь печатей (Откровение 5:1); семь рогов и очей Агнца (Откровение 5:6); семь труб и чаш гнева (Откровение 8:2; Откровение 15:6-8); семь громов (Откровение 10:3-7). Семисвечник (Исход 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1-е Иоанна 1:5). Но и зло изображается семикратным: семь нечистых духов (От Матфея 12:45); семь голов и семь диадем дракона (Откровение 12:3); семь голов зверей (Откровение 13:1; Откровение 17:3:7);

8) Ч. ВОСЕМЬ появляется в Библии несколько раз как число нового начала. Восемь человек спасаются во время потопа (Бытие 6:18; 1-е Петра 3:20; 2-е Петра 2:5), и от них происходит новое человечество (Бытие 10:1-5). На восьмой день у иудеев совершалось обрезание, которое делало дитя членом народа Божьего (Бытие 21:4; Левит 12:3; От Луки 2:21). Восьмой сын Иессея стал богоизбр. царем Израиля (1-я Царств 16:10-13), из его рода произошел Мессия (2-я Царств 7:12-17);

9) в противоположность язычеству, где Ч. ДЕВЯТЬ играет большую роль, в Библии оно нигде не употребляется в символич. значении;

10) Ч. ДЕСЯТЬ – основа десятичной системы счисления, употребляемой у израильтян; вместе с кратными ему числами оно часто встречается в текстах, содержащих сведения о скинии, напр. о ее размерах и других данных (Исход 26:1:16:18-30; Исход 27:9-12), а также о храме (3-я Царств 6:3:16-38:20:23-26; 3-я Царств 7:23-26:43:49). Временной отрезок в десять дней – это треть месяца, он часто упоминается как точный или приблизит. срок (Числа 11:10-15; 1-я Царств 25:38; Неемия 5:18; Иеремия 42:7; Даниил 1:12; Откровение 2:10). В десятый день первого месяца выбирали пасх. агнца (Исход 12:3), а в десятый день седьмого месяца праздновали День очищения (Левит 16:29). После того как Господь десятью казнями егип. освободил Свой народ из рабства (Исход 712), Он облек Свои требования и Свою волю по отношению к народу Израиля в Десять заповедей (Исход 20:1-17; Исход 34:28) и установил десятину (Левит 27:30). Но Ч. может быть связано и с богопротивными силами: в видениях Даниила и в Откровении различные звери и дракон имеют по десять рогов, символизирующих их власть, иногда они истолковываются как десять царей (Даниил 7:7:24; Откровение 12:3; Откровение 13:1; Откровение 17:3:7:12:16);

11) кратные десяти Ч. появляются в особом значении:

а) ТРИДЦАТЬ лет было Иосифу, когда он предстал перед фараоном (Бытие 41:46), в том же возрасте левиты начинали служить при скинии (Числа 4:3), а Давид стал царем над всем Израилем (2-я Царств 5:4). Прим. в том же возрасте Иисус начал Свое общественное служение (От Луки 3:23). Тридцать дней народ Израиля скорбел по Аарону (Числа 20:29) и по Моисею (Второзаконие 34:8). Тридцать сребреников согл. Захария 11:12-14 составляли плату пастуха и явились также платой за предат-во Иуды (От Матфея 26:15; От Матфея 27:3:5);

б) Ч. СОРОК часто встречается при указаниях на временные отрезки. Сорок лет – это тот срок, за который вымирает старшее поколение и вырастает новое; в этом значении повторяющиеся данные в Книге Судей следует понимать как округл. Ч. (Книга Судей 3:11; Книга Судей 5:31; Книга Судей 8:28; в Суд. 3этот срок удвоен). Не следует, однако, воспринимать как округл. Ч. сорок лет перехода через пустыню (Числа 32:13; Второзаконие 2:7; Второзаконие 8:2:4; Иисус Навин 5:6; по поводу его хронологии) и время царствования Давида (2-я Царств 5:4; ср. ст. 5), Соломона (3-я Царств 11:42) и Иоаса (4-я Царств 12:2). Срок в сорок дней неоднокр. упоминается в рассказе о потопе (Бытие 7:4:12:17; Бытие 8:6), Моисей дважды по сорок дней оставался на горе Синай (Исход 24:18; Исход 34:28), израильтяне сорок дней разведывали землю Ханаанскую (Числа 13:25; Числа 14:33-38), а Илия сорок дней шел до горы Хорив (3-я Царств 19:8). Иисус сорок дней постился в пустыне (От Матфея 4:2; От Марка 1:13; От Луки 4:2), прежде чем приступить к Своему обществ. служению, и в течение сорока дней являлся ученикам после Своего воскресения (Деяния 1:3). В проповеди Ионы в Ниневии сорок дней были определены как срок для покаяния (Иона 3:4). Большая часть упомянутых примеров связана с подготовкой к чему-либо и с различными испытаниями;

в) Ч. СЕМЬДЕСЯТ (­ 7 х 10) – это также Ч. полноты, завершения. Семьдесят старейшин представляли народ Израиля пред Господом (Исход 24:1:9-11), такое же Ч. их было выделено для того, чтобы помочь Моисею нести груз управления народом (Числа 11:16-30). Семьдесят учеников Иисус послал в те города и места, куда хотел прийти Сам (От Луки 10:1). Это указывает и на то, что Его Весть была предназначена всему человечеству. Семьдесят лет просуществовала Нововавилонская империя (Иеремия 25:11-14; Иеремия 29:10), покорившая Израиль; так же долго должно было продлиться время суда над Тиром (Исаия 23:15:17). Срок в семьдесят седьмин был установлен для совершения важного цикла событий Свящ. истории (Даниил 9:24-27);

г) ТЫСЯЧА (­ 10 х 10 х 10) знаменует собой тысячелетнее Царство Божие, которое Иисус установит на земле (Откровение 20:1-6);

12) Ч. ДВЕНАДЦАТЬ, число месяцев в году (см. 1-я Паралипоменон 27:1) и часов в дне (От Иоанна 11:9), особым образом является полным Ч. народа Божьего. Двенадцать сыновей Иакова стали прародителями двенадцати Израильских колен (Исход 24:4; Исход 28:9-43; Иисус Навин 4:8-14; 3-я Царств 18:31; От Матфея 19:28; Иакова 1:1; ср. Левит 24:5-9; Книга Судей 19:29; возм. также 3-я Царств 7:25; 3-я Царств 10:20); им соответствуют в НЗ двенадцать апостолов (От Матфея 10:1-4; Деяния 1:13-26). Двадцать четыре – это Ч. отделений священников (1-я Паралипоменон 24) и левит. певцов (1-я Паралипоменон 25), сорок восемь – Ч. городов левитов и священников (Числа 35:7; Иисус Навин 21:42). Особенно часто Ч. двенадцать с производными от него Ч. упоминается в Откровении. Двенадцать звезд в венце женщины, символизирующей Церковь (Откровение 12:1); Ч. 12, 12 тыс. и 144 тыс. представлены в описании нового Иерусалима (Откровение 21:12-21); 12 х 12 тыс. ­­ 144 тыс. – это Ч. запечатл. из Израильских колен (Откровение 7:4-8; ср. Откровение 14:1); 24 старца поклоняются Господу перед престолом Божьим (Откровение 4:4:10).