Человек Библейская Энциклопедия Брокгауза

Человек

I. В Библии Ч. рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах; он не мыслится «разделенным» на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу «части». Ч. как целое является «душею живою» (Бытие 2:7), а не «обладает» этой душой. Противоположность плоти и духа всегда понималась как противопоставление двух сущностей человека – плотской и духовной. И в этом случае Ч. также воспринимается как единое целое (К Римлянам 8:5-9). Дух, душа и тело – это разные «составляющие» человеч. существа, но не самостоят. его части. Наряду с ними Библия различает и четвертую составляющую – сердце как средоточие сущности Ч. (От Марка 12:30:33; От Луки 10:27). Здесь имеется в виду истинная жизнь Ч., дарованная Богом Ч. как единому целому (2-е Коринфянам 5:17; К Ефесянам 4:22-24; К Колоссянам 3:9:10).

II. С т.зр. физической жизни, если не принимать во внимание духовных проявлений личности, Ч., по существу, не отличается от животного (как и животные, он создан «из праха земного», «из земли» – Бытие 2:7:19; Бытие 6:17; Екклесиаст 3:18-21). По своей тварной природе Ч. есть «прах и пепел» (Бытие 18:27), «червь и моль» (Иов 25:6), он преходящ, подобно траве (Псалтирь 102:14-16; Псалтирь 143:4; 1-е Петра 1:24). Все творения, будучи бессильны сами по себе, живут исключит. благодаря постоянно обновляющейся творч. милости Бога (Иов 34:14:15).

III 1) способность к сознат. ОБЩЕНИЮ С БОГОМ – вот то, что отличает Ч. от животного (Бытие 2:20). Оно выражается в восприятии слова Божьего, обращенного к Ч., и в послушании Ч. Богу (Бытие 2:16:17; Иезекииль 20:11; От Марка 12:30; От Иоанна 4:34). Всякое самовольное, независимое от Бога познание Ч. добра и зла разрушает его общение с Богом (Бытие 2:17; От Иоанна 5:30). Послушание может быть только следствием свободного волеизъявления; оно проявляется посредством человеч. «да», звучащего в ответ на Божий призыв (Притчи 23:26). Это означает свободу выбора – повиноваться Богу или противиться Ему ( Свобода, свободный, II,3), однако исключает со стороны Ч. возможность достичь цели своего призвания лишь собств. усилиями, вне и без Бога (Бытие 3:1-6). Подлинное послушание обусловлено связью Ч. со Христом (От Иоанна 15:4-7; К Колоссянам 1:27) и хождением в Св. Духе (К Галатам 5:16:25). При этом покорность Ч. становится необходимым условием для действия Божьего (2-е Коринфянам 12:9:10). Смысл и цель общения между Богом и Ч. связаны с тем, что Ч. создан ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ (Бытие 1:27; 1-е Коринфянам 11:7). Это относится не только к Адаму, но распространяется на весь род человеч. (Бытие 5:1:3). Запреты убивать и проклинать Ч. связаны именно с тем, что каждый Ч. создан по образу и подобию Божьему (Бытие 9:6; Иакова 3:9). При этом не имеется в виду ни внешнее сходство с Богом, ни духовно-душевное отличие Ч. от других живых существ; образ невидимого Бога как бы отражается в образе духовного устроения Ч. – «внутреннем человеке» (см. От Иоанна 14:9; К Колоссянам 1:15). Как образ Божий, Ч. был предназначен владычествовать на земле (Бытие 1:26; Псалтирь 8:6-9; ср. Сир. 17:1–13), представляя среди остальных созданий власть Божью над миром, свидетельствуя о ней и осуществляя ее в качестве «наместника», с истинной праведностью и святостью (К Ефесянам 4:24). В этом смысле Ч. обладает отчасти той славой и честью (Псалтирь 8:6), которые принадлежат лишь Богу (Исаия 42:8; ср. связь между славой, подобающей Христу, и Его свойством быть образом Божьим – 2-е Коринфянам 4:4; К Евреям 1:3). ( Адам (I,1) Образ Божий.) У народов Древнего Востока почитание изображений царей основывалось на сходных представлениях. В Вавилоне царь рассматривался своими подданными как образ бога Мардука;

2) отпав от Бога, Ч. заменил служение славе Божьей идолослужением, почитанием безжизненных форм (изображений), а также преклонением перед Ч. и силой животных (К Римлянам 1:23). Из-за греха образ Божий в Ч. исказился и помрачился, хотя и не уничтожился вовсе; его отблеск еще сохраняется в Ч., поскольку тот признает Господа законным Владыкой, хотя и пребывает в состоянии противления и отпадения от Него. Но Ч. и все человеческое находится теперь в противостоянии Богу и потому подлежит Его суду. Все люди лживы, и все согрешили (К Римлянам 3:4; К Римлянам 5:12), поэтому Христос предостерегает Своих учеников: «Остерегайтесь же людей» (От Матфея 10:17). Все свои усилия вести праведную жизнь Ч. основывает на предписаниях, заповедях и учениях человеч. (Исаия 29:13; Осия 5:11; От Марка 7:8; К Колоссянам 2:8:22). Но истинная свобода Ч. имеет небесное, а не человеч. происхождение (К Галатам 1:11). Если Павел иногда и говорит «по человеческому рассуждению», то исключит. для того, чтобы быть лучше понятым (К Римлянам 3:5; 1-е Коринфянам 9:8);

3) путь к обновлению подобия Божьего в Ч., к пробуждению в нем новых творческих сил лежит через покаяние и спасение Ч., после чего он становится новым творением во Христе (К Римлянам 8:29; 2-е Коринфянам 3:18; К Ефесянам 4:24; К Колоссянам 3:10). Так возникает новый Ч., который, в противоположность ветхому, грешному Ч. (К Римлянам 6:6), вновь создается по образу Божьему ( Возрождение). Выражения «внешний человек» и «внутренний человек» обозначают соотв. плотскую сторону Ч. и Ч., обратившегося к Богу (2-е Коринфянам 4:16). О выражении «человек греха» (2-е Фессалоникийцам 2:3) Антихрист, а также Адам Муж Женщина.