Чаша Библейская Энциклопедия Брокгауза

Чаша: 1) словом «Ч.» в Синод. пер. Библии передается ряд евр. слов, обозначающих различные виды сосудов, о форме и размерах которых сведений почти не сохранилось. Чаще всего это были изделия из глины, но материалом могли служить также камень, дерево, кожа, благородные металлы, железо, бронза, стекло и фарфор, а под влиянием егип. прикладного иск-ва при изготовлении Ч. стали применяться драг. камни и цветные минералы. В Ассирии встречались Ч. самых причудливых форм (напр., в форме львиной головы). Позднее стало заметно греч. и рим. влияние. Глиняные Ч. и кубки израильтяне изготавливали в форме горшка или цветка лилии (3-я Царств 7:26). Ч. могли иметь подставки, ножки разной толщины, ручки и крышки (1Езд. 1:10);

2) Ч. в Синод. пер. назван также небольшой сосуд в форме глубокого блюда [евр. агган] для жидкости (Исход 24:6; Песни Песней 7:3);

3) большое блюдо [евр. мизрак], которое использовалось при богослужении в ⇒ скинии и храме (Числа 4:14) в качестве сосуда для жертвенной пищи (Числа 7:13) и крови (Захария 9:15; Захария 14:20). Подобные Ч. делались из полированного золота, серебра и меди (Исход 27:3; Числа 7:84; 3-я Царств 7:45:50). Из таких Ч. пили вино (Амос 6:6);

4) в Свящ. Писании говорится также и об использовании в Израиле Ч. во времена НЗ. В основном это были кубки для вина, но и другие напитки также пили из Ч. (От Матфея 10:42). Существовали специальные Ч., в которых разбавляли вино для повседневного употребления (Исаия 65:11; Притчи 23:30); у высокородных людей были отдельные, богато украшенные Ч., из которых пили только они (Бытие 40 и др.), у людей же бедных, согл. 2-я Царств 12:3, была всего одна Ч., из которой они пили сами и поили овец. Если богатые люди пили преимущественно вино, то бедным приходилось довольствоваться Ч. воды (От Матфея 10:42). Наполнением Ч. и раздачей напитков гостям и домочадцам занимался глава семейства.

Если к.-л. сосудом не пользовались, то его вешали на стену (Исаия 22:24). В Библии говорится, что Ч. использовались для гаданий, но едва ли это имеет отношение к Израилю (Бытие 44:5). Для гадания в наполненную водой Ч. лили масло или, наоборот, воду в масло, бросали в чашу драг. камни или капали воск и, следуя определ. правилам, предсказывали будущее. Но чаще всего Ч. упоминаются в связи с отправлением культовых обрядов (напр., Числа 7:84; 1-я Паралипоменон 28:17; 1Езд. 1:10; 1Езд. 8:27), во время которых они служили для самых различных целей. Напр., Ч. использовалась как сосуд для жертвенной жидкости (Исход 25:29; Исход 37:16; Числа 4:7; см. также Псалтирь 115:4). В Ч. Моисей налил кровь, чтобы затем окропить ею народ (Исход 24:6). В Исход 25:31 говорится о чашечках для масла, имевшихся на светильнике. Во время празднования Пасхи особая роль отводилась «чаше благословения», вероятно, третьей Ч. в ходе пасхальной вечери, которую глава семейства благословлял перед тем как передать ее по кругу. Ап. Павел называет эту Ч. «чашей благословения, которую благословляем» (1-е Коринфянам 10:16). В ст. 21 она называется «чашей Господней», потому что Христос заповедал пить из нее в воспоминание о страданиях и смерти, которые Он претерпел ради нашего спасения (От Луки 22:17-20; 1-е Коринфянам 11:23-25). «Чаша Господня», являющаяся символом искупленного Христом человечества, противопоставлена «чаше бесовской», связанной, вероятнее всего, с языч. жертв. пиршествами (1-е Коринфянам 10:21). Следует упомянуть здесь и фарисеев с их стремлением к внешнему блеску «чаш и блюд»; обличая их, Христос говорил, что истинная праведность определяется не по своим внешним, формальным проявлениям (От Матфея 23:25-35);

5) часто слово «Ч.» употребляется в Библии в метафорич. значении. С Ч. сравнивали судьбу человека (Псалтирь 10:6; Псалтирь 15:5; Псалтирь 22:5). Как отец семейства наполняет Ч., так и Господь Бог определяет судьбу человека, даруя Свою милость праведным (Псалтирь 10:6; Псалтирь 15:5; Псалтирь 22:5). Скорбящему его друг подает Ч. утешения, но за грехи Иудеи, говорится в Библии, Бог откажет ей в такой Ч. (Иеремия 16:7-13). Ч. спасения олицетворяет благодарность человека, избавленного Господом от великой нужды (Псалтирь 115:4), а словосочетание «чаша ярости» служит выражением Божьего гнева и сурового наказания (Исаия 51:17:22; Иеремия 25:15-18; Откровение 14:10; Откровение 16:19). Ч. гнева должна быть выпита нечестивыми до последней капли (Псалтирь 74:9 – «даже дрожжи ее будут выжимать и пить...»). Ч. опьянения (исступления, изумления, ярости), ниспосланная Богом, является символом того, что народы или сам Израиль, погрязшие в грехах, не замечают приближающегося наказания Божьего (Исаия 51:17:22; Захария 12:2; см. также Псалтирь 59:5; Псалтирь 74:9; Иеремия 25:15-18; Аввакум 2:16). Как пьяный, падая, не замечает, что «открылась его срамота», так же обнажаются грехи и позор того, кто пьет из Ч. опьянения (Аввакум 2:16; см. также Плач Иеремии 4:21; Иезекииль 23:31-33). Вавилон, город греха, из своей золотой Ч. опьянял и делал безумными народы, увлекая их за собой к гибели (Иеремия 51:7; Откровение 17:4; Откровение 18:6). Но Ч. страдания и горя подносится не только нечестивому, чтобы он испытал наказание; Бог подносит ее и к устам невинных (Иеремия 49:12; От Матфея 20:22; От Матфея 26:39:42). Иисус говорит о Своей Ч., имея в виду предстоящие Ему страдания, и предрекает эту Ч. также сыновьям Зеведеевым, просившим Спасителя посадить их в будущем Царстве справа и слева от Него (От Матфея 20:22). В Гефсимании Иисус молился, чтобы минула Его «чаша сия» (Ч. страдания и смерти, От Матфея 26:39:42; От Иоанна 18:11), если будет на то воля Отца.