Церковь, собрание, община Библейская Энциклопедия Брокгауза

Церковь, собрание, община I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) в ВЗ для обозначения общины употребляются два слова – эда, которое обозначает израил. народ в целом, т.е. мужчин, женщин и детей, и кахал, под которым подразумевается избранный Богом народ Израиля, т.е. религ. община. В реальности все это было взаимосвязано и имело общее начало;

2) ветхозаветная община состояла из потомков Авраама. Местом обществ. богослужения сначала явл. ⇒ скиния, а позднее, со времен Соломона, – храм. О принадлежности к Израилю свидетельствовало знамение завета обрезание. Тот, кто хотел вступить в общину богоизбр. народа, должен был, если для этого не существовало иных ограничений (Второзаконие 23:2-9), подвергнуться обрезанию (Исход 12:48). Гражданство. II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) греч. слово экклесиа означает собрание членов общины, обладающих правом голоса. В Септуагинте этим словом часто обозначается ветхозаветная община в значении «народ Божий» (кахал);

2) в НЗ под словом экклесиа в первую очередь подразумевается Ц., т.е. сообщество людей (Деяния 2:47; 1-е Коринфянам 15:9; К Колоссянам 1:18:24), которые признают и исповедуют Иисуса Христа Сыном Божьим и Человеческим и, значит, – своим Спасителем и Господом (От Матфея 16:16-20; 1-е Коринфянам 1:2); Ц. – это община «святых и верных во Иисусе Христе» (К Ефесянам 1:1). Члены этой общины регулярно встречаются для совершения богослужений и поддерживают общение в повседневной жизни (Деяния 2:44-47). Для того чтобы быть принятым в общину, необходимо пройти обряд крещения (Деяния 2:41);

3) вначале первая христ. община в Иерусалиме была тесно связана с иуд. общиной. Но после побиения камнями Стефана и гонений на Иерусалимскую Ц. (Деяния 8) обе общины разделились, и за пределами Иерусалима ученики объединялись в группы, которые организовывали и утверждали самостоятельные Ц. (Деяния 15:41; К Римлянам 16:4-24). Словом «Ц.» стали также обозначать всех верующих, живущих «по всей Иудее, Галилее и Самарии» (Деяния 9:31) и во всем мире. Вселенская Ц. и отдельные поместные Ц. считаются «телом Иисуса Христа»; ее членами являются отдельные верующие, а главой – Сам Христос (1-е Коринфянам 12:12; К Ефесянам 1:22-23);

4) Ц. росла и растет благодаря деятельности апостолов и евангелистов (1-е Коринфянам 12:28; К Ефесянам 4:11; 2-е Тимофею 4:5). Руководят Ц. пресвитеры (Деяния 14:23), которые также называются епископами (блюстителями) и пастырями (Деяния 20:17:28; 1-е Тимофею 5:17). Наряду с ними упоминаются диаконы (К Филиппийцам 1:1; 1-е Тимофею 3:8; Служитель). Женщины также бывали диакониссами церквей (К Римлянам 16:1). Особые обязанности в общине возлагались на вдов (1-е Тимофею 5:9-16). Мужчины и женщины, наделенные даром пророчества, состояли в Ц. пророками и пророчицами (Деяния 11:27; Деяния 21:9-16; 1-е Коринфянам 11:4-16). Из других даров Св. Духа, используемых на благо Ц., следует отметить силу исцеления, чудотворение и др. (1-е Коринфянам 12:7-10). Должность;

5) в своих богослужениях первые Ц. во многом опирались на опыт синагог. К чтению Писания (т.е. ВЗ) прибавилось публичное чтение апостольских посланий (К Колоссянам 4:16; 1-е Фессалоникийцам 5:27). Упоминаются такие элементы богослужения, как проповедь (Деяния 20:7), молитва (Деяния 4:23-31; 1-е Коринфянам 14:15) и пост (Деяния 13:2-3), песнопения (К Ефесянам 5:19), возложение рук (Деяния 6:6; 1-е Тимофею 4:14), пророчество, хлебопреломление (Деяния 2:46; 1-е Коринфянам 11:20-34), крещение и сбор пожертвований (1-е Коринфянам 16:1-4). Об устройстве Ц. Должность (II,A) Деяния апостолов (III);

6) сбор пожертвований в пользу Иерусалимской Ц., проводившийся в основанных ап. Павлом Ц. (1-е Коринфянам 16:3), свидетельствует о том, что, несмотря на независимость отдельных Ц., все они были «едины» между собой (От Иоанна 17:21). Это позволило преодолеть даже весьма острые противоречия между иудеохристианами и обращенными язычниками. Апостольский собор.