Целомудрие, целомудренный, чистота Библейская Энциклопедия Брокгауза

Целомудрие, целомудренный, чистота

I. Под Ц. в Библии подразумеваются цельность характера и чистота движущих мотивов, искренность помыслов и чувств, а в более узком смысле – основанное на этом ограничение плотских влечений, прежде всего в половой жизни. ВЗ, говоря об этом (Бытие 39:7-12; Левит 20:10-23; Иов 31:1), нигде не употребляет слово «Ц.», а говорит лишь о чистоте (Псалтирь 50:12). Слова «целомудрие» и «целомудренный» появились только в НЗ как перевод различных греч. слов.

II. Греч. слова гагнос, гагнотэс, гагнидзо и гагнейа означают прежде всего нравств. чистоту, честность и непорочность (2-е Коринфянам 6:6; К Филиппийцам 4:8; 1-е Тимофею 4:12; 1-е Тимофею 5:2:22; К Титу 2:5; 1-е Петра 1:22; 1-е Петра 3:2; 1-е Иоанна 3:3; Иакова 3:17; Иакова 4:8). Вместе с тем слово гагнидзо может означать и культовую чистоту в ее ветхозаветном понимании (От Иоанна 11:55; Деяния 21:24:26; Деяния 24:18).

III. В противоположность греч. философии (в русле которой в новозаветную эпоху зародился гностицизм; см. К Колоссянам 2:21-23), рассматривавшей тело как тюрьму для души и любовное влечение как порок, Библия свидетельствует о том, что в плотской любви открываются мудрость и сила Творца (Иов 10:8; Псалтирь 138:14), и человек должен принимать ее с благодарностью (Екклесиаст 9:9; 1-е Тимофею 4:3-5). Правда, он должен и здесь подчиняться Божьему слову и Его заповедям. Рядом с дарованным во Христе спасением больше нет места для аскезы, имеющей целью оправдаться собств. заслугами (К Галатам 5:4).