Целование, лобзание Библейская Энциклопедия Брокгауза

Целование, лобзание

I. На Востоке поцелуй был привычной формой почтит. приветствия, особенно Ц. руки, при котором надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу (Исход 18:7: Моисей приветствует своего тестя). Другой способ засвидетельствовать почтение состоял в том, чтобы губами прикоснуться к одежде благородного лица (по-видимому, именно это пытался сделать Саул, когда «ухватился за край одежды» Самуила: 1-я Царств 15:27). Самуил, целуя Саула, выразил свое преклонение перед избранным царем (1-я Царств 10:1). Ц. ног выражало глубочайшее смирение и безусловное подчинение («целуйте Его ноги» – один из возможных вариантов перевода евр. текста, переданного в Синод. пер. как «почтите Сына» – Псалтирь 2:12). То же самое подразумевает и выражение «лизать прах» (Псалтирь 71:9), т.е. касаться ртом пыльной земли или ч.-л. пыльных ног. Женщина, целующая ноги Иисуса (От Луки 7:38:45), выражает этим свою благодарность и преданность Тому, Кто возвестил ей Божье прощение. Идолопоклонники целуют Ваала (3-я Царств 19:18), золотого тельца (Осия 13:2); Ц. собственных рук упоминается в одном контексте с поклонением солнцу и луне (Иов 31:27).

II. Ц., как и объятия, было приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав (Бытие 33:4), так Иосиф дал узнать себя Вениамину и своим братьям (Бытие 45:14-15), так отец встретил блудного сына (От Луки 15:20), так Павел простился с пресвитерами Эфесской (Ефесской) церкви (Деяния 20:37). При Ц. брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду (2-я Царств 20:9).

III. Поцелуями приветствовали отца (Бытие 27:26-27; ср. Бытие 50:1) и мать (3-я Царств 19:20), сына (2-я Царств 14:33; От Луки 15:20), брата (Бытие 33:4; Исход 4:27), друзей (1-я Царств 20:41; 2-я Царств 15:5; 2-я Царств 20:9-10; От Матфея 26:48-56; От Луки 22:47-53), а также родственников (Бытие 29:11:13). Целовались и при прощании (Руфь 1:9; 2-я Царств 19:39). Приличия требовали, чтобы хозяин приветствовал гостя поцелуем. Однако фарисей Симон не был столь вежлив с Иисусом (От Луки 7:45). О поцелуях между любящими говорится в Песни Песней 1:1; Песни Песней 8:1, о поцелуе блудницы – в Притчи 7:13.

IV. Поцелуи как выражение христ. любви названы в посланиях апостолов «целованием (лобзанием) святым» (К Римлянам 16:16; 1-е Коринфянам 16:20; 2-е Коринфянам 13:12; 1-е Фессалоникийцам 5:26) или «лобзанием любви» (1-е Петра 5:14).