Царь Библейская Энциклопедия Брокгауза

Царь I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Второзаконие 33:5; Псалтирь 149:2; Исаия 33:22; ср. 1-я Царств 8): Он давал народу Свои законы и установления (Исход 20:11-17), открывал Свою волю через ⇒ урим и туммим и через Своих пророков (Второзаконие 18:15-22). Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств., а по Его воле (Исход 3:10; Числа 27:18-20). После их смерти религ. и обществ. порядок нарушился: израильтяне стали поступать, исходя из собств. представлений о справедливости (Книга Судей 17:6). Не смогли кардинально изменить к лучшему жизнь народа и судьи, вновь и вновь посылаемые Богом для освобождения израильтян, когда те взывали к Нему, оказавшись под чужеземным гнетом (Книга Судей 2:16-23). Угроза Израилю, исходившая от филистимлян (ср. 1-я Царств 13:19-22), а также продажность сыновей Самуила послужили поводом к тому, чтобы народ потребовал себе Ц. и, т.о., отверг владычество Бога (1-я Царств 8). Господь удовлетворил требование народа, дав ему Ц. (1-я Царств 8:7:22);

2) Ц. должен был стать наместником и заместителем Бога, водимым Св. Духом (1-я Царств 10:6; 3-я Царств 3:8-15). В Законе, даров. евр. народу еще до вступления в Ханаан, учитывалась возможность появления у израильтян Ц. (Второзаконие 17:14-20), при этом особо подчеркивалась обязанность этого Ц. повиноваться Божьим заповедям. Несмотря на предостережения Самуила, первый израил. царь Саул не смог выполнить этого требования; непослушание Ц. привело к его свержению (1-я Царств 13:9-14; 1-я Царств 15:13-23). Преемник Саула Давид (XI), напротив, был и остался – несмотря на свои прегрешения – человеком по сердцу Божьему (1-я Царств 13:14; Деяния 13:22). Господь даровал Давиду обетование о том, что цар. власть навсегда останется у его потомков (2-я Царств 7) и из его рода произойдет праведный владыка ( Мессия Иисус Христос Имена Иисуса Христа, III,А) Царства Божиего (2-я Царств 23:1-5). Эта надежда продолжала жить и в те времена, когда иудейские Ц. становились все более безбожными, а государство в конце концов было уничтожено (587 г. до Р.Х.). Однако в течение столетий с образом Мессии стало связываться так много ложных (т.е. противоречащих Библии) представлений, что явление Иисуса, ставшее долгожданным исполнением обетования, уже не соответствовало ожиданиям Его современников, и поэтому Он натолкнулся на их неприятие;

3) стабильность Южного, Иудейского, царства контрастирует с частой сменой династий и отдельных правителей в Северном, Израильском, царстве. Хотя призвание Господом Иеровоама I (3-я Царств 11:29-39) стало возмездием за идолопоклонство Соломона (3-я Царств 11:33), оно не коснулось обетования, данного Давиду (3-я Царств 11:36). Условием обещанного Иеровоаму благословения было его личное послушание Богу (3-я Царств 11:38), но он, как и все его преемники, оказался духовно несостоятельным (3-я Царств 12:26-33). С этого времени порядок передачи престола от отца к сыну все чаще нарушается в результате заговоров и цареубийств (3-я Царств 15:27; 3-я Царств 16:9; 4-я Царств 15:10:14:25:30). Вероятно, т.о. вершится Божий суд (3-я Царств 15:29-32; 3-я Царств 16:11-20), но конкретное поручение такого рода Бог дал только Ииую (4-я Царств 9:1-13). Представляется, что в случае с Амврием и Фамнием (3-я Царств 16:16:21) имели место своего рода выборы, осуществленные народом по воле Господа; правивший позднее Менаим отличался жестокостью, бесчестными поступками и идолопоклонством (4-я Царств 15:16). II. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ

Для народа Божьего Ц. был Божьим помазанником (1-я Царств 10:1; 1-я Царств 16; 3-я Царств 1:32-35). Помазание должно было свидетельствовать о том, что новый Ц. поставлен Богом и что он получил от Него соотв. дарования. Знаками цар. власти явл. венец и скипетр (Бытие 49:10; 2-я Царств 1:10). Истинные пророки – Нафан (2-я Царств 12), ⇒ Илия (3-я Царств 21), Михей, сын Иемвлая (3-я Царств 22:8-12), и др. – вновь и вновь предъявляли земным владыкам требования Господа. Лжепророки же льстили им, как это было, напр., в случае с Ахавом, которого они провоцировали на войну против Рамофа Галаадского (3-я Царств 22). Отношение неправедных Ц. к богослужению в Иерусалимском храме и к священству в решающей степени определило приговор, который вынес им Бог (3-я Царств 22:43; 4-я Царств 16:2-4). Цари Северного царства навлекли на себя проклятие (3-я Царств 16:2) тем, что продолжали поклоняться изображениям тельца, которые Иеровоам I установил в Вефиле и Дане (4-я Царств 17:21-23; ср. 3-я Царств 12:28-32). Но еще губительнее оказалось идолопоклонство, в котором были повинны и иуд. Ц. – Ахаз, Манассия, Амон (4-я Царств 16:1; 4-я Царств 21:1). Высота. III. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЦАРЯ

Израил. Ц. (см. статьи по именам отдельных Ц. и хронологич. таблицы) были предводителями войска во время войны (1-я Царств 12:2). Однако Давид нередко отправлял в поход только своего военач., а сам оставался в Иерусалиме (2-я Царств 10:7; 2-я Царств 11:1). В руках Ц. находилось управление страной. Он был верховным судьей (3-я Царств 3:9); в его пользу взимались подати (1-я Царств 8:14-17; Подати). Для сбора податей Соломон назначил в уделы десяти колен Израилевых (уделы Иуды и Симеона не названы) 12 приставников, подчиненных одному начальнику (3-я Царств 4:7-20). Кроме них, цар. службу несло множество других чиновников и военачальников различного уровня (см. 2-я Царств 8:15-18; 2-я Царств 20:23-26; 3-я Царств 4:1-6; 1-я Паралипоменон 27:25-34 и соотв. статьи); их содержание обеспечивалось за счет податей, взимаемых с населения, а иногда и прямых экспроприаций (1-я Царств 8:14-22). кроме того, Ц. мог привлекать израильтян к оброчным работам. Иногда в Библии говорится о совещат. или согласит. функциях старейшин (3-я Царств 12:6) или собрания израильтян (1-я Паралипоменон 13:1-4), однако нет никаких сведений об ограничении цар. власти или контроле над ней. IV. ЦАРИ, ПРАВИВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЗРАИЛЯ

Помимо Ц. Израиля в Библии упоминаются Ц. других стран и областей, обладавшие высшей, неогранич. властью:

1) правители великих держав: в Египте – фараон; в Ассирии – Феглаффелласар, Салманасар, Саргон, Сеннахирим, Асархаддон, Аснафар; в Вавилонии – Меродах-Валадан, Навуходоносор, Евилмеродах, Нергал-Шарецер, Валтасар; в Персии – Кир, Дарий, Артаксеркс; а также Александр Македонский, Кесарь;

2) правители малых царств: месопотамские Ц., современники Авраама (Бытие 14:1), Ог, Ц. васанский, и Сигон, Ц. есевонский (Второзаконие 29:7); месопотамский Ц. Хусарсафем (Книга Судей 3:8); арам. (сир.) правители Разон, Венадад, Азаил, Рецин, Адраазар (2-я Царств 8:3), Фой (ст. 9), Ц. Маахи (2-я Царств 10:6), Фалмай (2-я Царств 3:3), Ц. Емафа и Арпада (4-я Царств 19:13). Из Ц. племен упоминаются аммонитяне Наас (1-я Царств 12:12), Аннон (2-я Царств 10:1) и Ваалис (Иеремия 40:14); моавитяне Валак (Числа 22:4), Еглон (Книга Судей 3:12) и Меша (4-я Царств 3:4), а также цари Эдома (Бытие 36:31-39). Аравийские Ц., видимо, были не более чем вождями племен: мадианитяне Зевей и Салман (Книга Судей 8:12), амаликитянин Агаг (1-я Царств 15:8), кедарянин Гешем. Набатей Арета IV (2-е Коринфянам 11:32), напротив, обладал значит. властью;

3) еще менее влият., чем Ц. племен, были Ц., правившие отдельными городами. Особняком среди них стоят финикийцы Хирам и Ефваал, которые благодаря своим обширным торг. связям добились значит. международного влияния. Филистимские князья также в некоторых случаях названы Ц., напр. Авимелех, Ц. герарский, Анхус, Ц. гефский, и Ц. Газы (Захария 9:5). Среди многочисл. Ц. ханаан. городов упоминаются Мелхиседек и пять Ц., чьи владения располагались в районе Мертвого моря (Бытие 14:2) – все они были современниками Авраама; говорится также о Емморе, Ц. Сихема, современнике Иакова, кроме того, о Ц. Арада (Числа 21:1), о Ц., побежденных Иисусом Навином (Иисус Навин 12:9-24), и о Иавине (2);

4) о Ц., правивших в период между ВЗ и НЗ. Маккавеи; о Ц., правивших в новозаветную эпоху, Ирод Великий, Архелай, Ирод Антипа, Ирод Агриппа I и Ирод Агриппа II.