Царица Библейская Энциклопедия Брокгауза

Царица

I 1) в Песни Песней 6:8-9 «царицами», в отличие от наложниц, названы жены царя, официально сочетавшиеся с ним браком;

2) в остальных местах Библии под Ц. следует понимать мать царя, которая занимала почетное место при дворе и носила титул гевира («повелительница») (3-я Царств 15:13; 4-я Царств 10:13; Иеремия 13:18; Иеремия 29:2). Это евр. слово употребляется и в более общем смысле, и тогда оно имеет значение «госпожа» (Бытие 16:4-9; 4-я Царств 5:3; Псалтирь 122:2; Притчи 30:23; Исаия 24:2). Возможно, титул гевира обозначал мать царя как повелительницу гарема, а после смерти ее место и положение занимала старшая жена царя. В 3Цар. 2отражено то почтение, с которым царь относился к своей матери. За искл. матерей Иорама и Ахаза, матери всех иуд. царей названы Ц. Положение матери царя было прочным, в то время как каждая из цар. жен в любой момент могла лишиться своего цар. достоинства из-за немилости или новой женитьбы царя. Иезавель, женщина, которая оказала пагубное влияние на народ Израиля, названа государыней лишь за глаза и только после смерти Ахава (4-я Царств 10:13);

3) в тех случаях, когда упоминаются перс. (Неемия 2:6; Есфирь 1:9; Есфирь 2:17) и егип. Ц. (3-я Царств 11:19), речь идет о старших женах властителей. Книга Есфирь;

4) единств. женщиной, самовластно правившей в Иудейском царстве, была ⇒ Гофолия (4-я Царств 11:3). Из тех женщин, которые, подобно Гофолии, правили своей страной, Библия упоминает Ц. Савскую, правившую во времена Соломона (3-я Царств 10:1-13; От Матфея 12:42), и Ц. Кандакию ( Хуш, Хус), жившую в эпоху НЗ (Деяния 8:27);

5) в метафорич. значении «Ц.» назван город Вавилон (Исаия 47:7, в Синод. пер. – «госпожа»; Откровение 18:7); ср. Девица, дева.