Брат Библейская Энциклопедия Брокгауза

Брат

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ слово Б. употребляется в различных значениях:

1) в значении «родной брат», когда дети имеют общих родителей – отца и мать (Бытие 4:8), или только отца (Бытие 42:15), или только мать;

2) в значении кровного родственника, напр. в Бытие 14 племянник Авраама Лот назван его Б. (в Синод. пер. – «сродником»);

3) Б. иногда называют представителей одного народа или колена (Исход 2:11; Числа 8:26);

4) Б. также называют представителей родств. народов (Второзаконие 23:7);

5) Б. может быть назван друг (2-я Царств 1:26), собрат по цар. званию (3-я Царств 20:32) или просто ближний (Левит 19:17);

6) слово Б. указывает также на схожесть судеб или характеров (Иов 30:29; Притчи 18:9).

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ слово Б. означает родного брата (напр., От Матфея 1:2; От Марка 6 и др.), а также, как и в ВЗ, соплеменника-израильтянина (Деяния 3:17; Деяния 7:2; Деяния 13 и особенно в К Римлянам 9:3). Поскольку Церковь понималась как новый народ Божий, то Б. стали называть и единоверцев-христиан (которые первонач. все были израильтян.: От Матфея 21:43; К Римлянам 11:11; 2-е Коринфянам 6:16). С того времени это обозначение относится как к единоплеменникам, так и к единоверцам, напр. в ⇒ Нагорной проповеди (От Матфея 5:22:23-48; От Матфея 7:3). Но все же чаще (особенно в посланиях) Б. называются именно единоверцы. Слово «брат» наиб. точно отражает родство отдельных членов Церкви, объединенных общей причастностью к Христу, исполненностью Св. Духом и являющихся чадами одного Небесного Отца (От Матфея 23:8; 1-е Петра 2:17). Но существовали также и «лжебратья» (2-е Коринфянам 11:26). Согл. К Евреям 2:11, Христос не стыдится называть христиан Своими Б.