Болезнь Библейская Энциклопедия Брокгауза

Болезнь. Смерть и Б. пришли в мир через грех (Бытие 2:17; К Римлянам 5:12), и поэтому ими распоряжается сатана (Иов 2:7; От Луки 13:16; К Евреям 2:14). Однако и Бог наказывает человека Б. за его непослушание (Второзаконие 28:21:22:35:58-61). Но причины конкретных страданий или Б. не следует сводить к определ. грехам (От Иоанна 9:2:3; От Иоанна 11:4). Значит. часть книги Иова посвящена изложению распростр., но весьма поверхностных взглядов на Б. и на ее причины. Наряду с общими выражениями, такими как «болезнь», «мор», «немощь», «недуг» (Второзаконие 28:58-61; Иеремия 28:8; Псалтирь 102:3; От Матфея 4 и след.; От Марка 5:29), в Библии встречаются термины, более или менее точно обозначающие различные заболевания.

БЕЗУМИЕ. Из описания «притворного безумия» Давида можно понять, какие именно признаки считались важнейшими симптомами этой Б.: Давид изменил «лице свое», т.е. выражение лица, «чертил на дверях и пускал слюну по бороде своей» (1-я Царств 21 и след.; Псалтирь 33:1). Человек, симулирующий помешательство, охарактеризован в Притчи 26:18 как «бросающий огонь, стрелы и смерть». Иначе проявлялось безумие Навуходоносора, которое постигло его как Божье наказание и которое довело его до состояния животного (Даниил 4). «Железные узы», о которых упоминается в Даниил 4:12:20, возможно, указывают на припадки буйства. Во Второзаконие 28:28 сумасшествие названо среди обещанных Божьих кар. В Второзаконие 28:30:31-34 описано разрушение человеч. духа в результате длительных страданий от несправедливости и насилия, от осознания собств. беспомощности: «И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои». Безумие, вызванное бесовскими силами, см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ.

ВОДЯНАЯ БОЛЕЗНЬ. Упомянутая в От Луки 14 «водяная болезнь» – это скопление жидкости в тканях (отек) или в брюшной полости, что является симптомом заболевания других органов: сердца, печени, легких или почек. Неясно, была ли Б. ног царя Асы (2-я Паралипоменон 16:12) водяной Б.

ГЛУХОТА (От Матфея 11:5; От Луки 7:22) во многих случаях является следствием воспаления уха; она может быть врожденной или иметь причины, связанные с возрастными изменениями в организме человека. Глухота отрицат. сказывается на способности человека говорить и может привести к немоте (От Марка 7:32-37). ⇒ Глухота, глухой.

ГНИЛЬ (гной) образуется в результате попадания в организм гноеродных микробов. Они проникают через поврежденную кожу или слизистые оболочки. В результате даже небольшие ранки могут превратиться в глубокие, медленно заживающие раны (Псалтирь 37:6; Притчи 12:4; Притчи 14:30). В Деяния 12 говорится, что Ирод был изъеден ЧЕРВЯМИ. Однако трудно сказать с определенностью, о каком именно заболевании идет речь.

ГОРЯЧКА может быть проявлением многих заболеваний, но в Библии это слово нередко используется как самостоят. обозначение Б. О каком конкретно заболевании идет речь, в большинстве случаев сказать сложно (Левит 26:16; Второзаконие 28:22; От Иоанна 4:52). Выражение «сильная горячка» (От Луки 4 и след.), возможно, следует отнести к привычному для греч. медицины делению на «тяжелое» и «легкое» заболевания горячкой. Форма мн.ч. слова «горячка» в греч. тексте Деяния 28:8, возможно, указывает на многократные приступы этой болезни.

ДИЗЕНТЕРИЯ. Б., которой страдал отец Публия на Мальте (Деяния 28:8), вероятно, представляла собой амебную дизентерию – тропич. заболевание, распростр. в странах Средиземноморья. Дизентерия может давать осложнения, в частности, вызывать абсцесс печени, сопровождаемый высокой температурой, которая вообще для дизентерии не характерна. Полагают, что «болезнь внутренностей», которой страдал царь Иорам (2-я Паралипоменон 21:15:18-20), также была дизентерией. При этом, возможно, дело дошло до выпадения «внутренностей его ... и он умер в жестоких страданиях».

ЖЕЛУДОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Павел советует Тимофею (1-е Тимофею 5:23) по причине слабого желудка пить не только воду, но и «немного вина».

ИСТЕЧЕНИЕ – это гнойные выделения из мужского мочеиспускат. канала (Левит 15:1-15). При этом речь может идти о воспалении мочеиспускат. канала (уретрит) или о венерич. заболевании (гонорея). Такие больные считались нечистыми, и по выздоров-лении они должны были принести жертву очищения. В отношении изоляции таких больных действовали те же правила, что и для больных проказой. Проказа и истечение часто упоминаются в одном контексте (Левит 22:4; Числа 5:2; 2-я Царств 3:29). См. также КРОВОТЕЧЕНИЕ.

КОРОСТА – общее обозначение Б., симптомами которых являются разного рода высыпания на коже (Левит 13:6-8 – в Синод. пер. – «лишаи»); прежде всего это сыпи, образующие корку «на голове и на бороде» (Левит 13:30:31-37; Левит 14– в Синод. пер. – «паршивость»; Второзаконие 28:27). См. также ЧЕСОТКА, ПРОКАЗА.

КРОВОТЕЧЕНИЕ – месячные кровотечения у женщин (Левит 15:19) и кровотечения после родов (Левит 12:7), во время которых женщина считалась нечистой. Продолжит. патологич. кровотечения в то время плохо поддавались лечению (Левит 15:25; От Марка 5 и след.).

ЛИШАИ – см. выше, КОРОСТА.

ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ) – расстройство сознания; в От Матфея 17(ср. От Марка 9:18) его причиной названа одержимость бесами (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ). В Мф. 4лунатики названы в одном ряду с бесноватыми. Название Б. говорит о том, что, по-видимому, ее причиной считали влияние фаз Луны.

МОРОВАЯ ЯЗВА: а) инфекц. заболевание, которое имеет характер эпидемии и которое в Библии часто упоминается в качестве Божьего наказания (Левит 26:25; Второзаконие 28:21; 2-я Царств 24:13). Можно предположить, что во многих случаях речь идет об известных формах ЧУМЫ – бубонной и легочной; впрочем, это могли быть и другие заболевания: клинич. признаков этой Б. в Библии нет. Часто суд Божий провозвещается как меч, голод и моровая язва (Иеремия 14:12; Иеремия 21:9; Иеремия 24:10; Иезекииль 6:11; Иезекииль 12:16): именно в такой последовательности эти бедствия следуют одно за другим во время войн. В ВЗ говорится о высокой смертности во время эпидемий (Числа 16:49; Числа 25:9);

б) «язвой» в Библии может быть названо и посланное Богом наказание (Второзаконие 28:59; Аввакум 3:5), тогда это слово обозначает даже нечто большее, чем моровая язва, – не только Б. и эпидемии, но и прочие бедствия (Откровение 9:18:20; Откровение 15:1:6; Откровение 16:9:21).

НАРОСТЫ. Упоминаемые в 1-я Царств 5:6:9:12; 1-я Царств 6:4 и след. «наросты» нередко истолковываются комментаторами как геморрой. Но, возможно, здесь говорится об оспе или чумных бубонах.

НАРЫВЫ – см. ниже, ЯЗВЫ.

НЕДОСТАТОК. Это слово подразумевает физич. недостатки, а также некоторые Б. Священникам, которые страдали такими болезнями или имели какой-либо физич. изъян, не позволялось приносить жертвы и входить в святилище, но не запрещалось есть от святынь (Левит 21:17-23). К такого рода недостаткам относили слепоту, хромоту, уродство лица или конечностей (что могло быть вызвано, напр., неправильно сросшимся переломом), горбатость, карликовый рост, кожные Б., а также повреждение половых органов (см. Второзаконие 23:1).

НЕМОТА. Отсутствие способности говорить могло быть вызвано глухотой, так, как об этом говорится в От Марка 7:32-37. В остальных случаях, когда в НЗ упоминаются немые, один из которых к тому же был и слепым (От Матфея 12:22), речь идет не о патолог. изменениях: Б. имела бесовские причины (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ) (От Матфея 9 и след.; От Матфея 15 и след.; От Марка 9:17:25; От Луки 11:14).

ОДЕРЖИМОСТЬ напоминает другие физич. и душевные недуги, но, согл. НЗ, она всегда бывает бесовского происхождения. Поэтому ее нельзя причислить к собственно Б. (⇒ Одержимость). Ср. От Матфея 10:8, где очищение прокаженных, воскрешение мертвых и изгнание бесовских духов отделены от исцеления прочих заболеваний. См. выше, ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ).

ОЖОГ ­­ ожоговая рана (Левит 13:24-28). В 1-е Тимофею 4:2 присутствует намек на клеймо, которым метили рабов или преступников.

ПАРШИВОСТЬ. Какое именно кожное заболевание названо в ВЗ этим термином, установить невозможно (Левит 21:20; Левит 22– паршивость у животных). См. выше, КОРОСТА.

ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ. Перевязка, а возможно, и наложение шин на «сокрушенную мышцу» упоминается в Иезекииль 30:21. Но предписания из Левит 21(см. выше, НЕДОСТАТОК) позволяют предположить, что переломы нередко плохо сращивались, и это вело к уродству конечностей. Илий умер от перелома шейного позвонка (1-я Царств 4:18). Перебивая голени при распятии, приближали момент смерти (От Иоанна 19:31).

ПЛЕШИВОСТЬ. О простом выпадении волос, а также о таком, при котором «на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно», признак проказы, упоминается в Левит 13:40-43. В Исаия 3:17, где говорится: «Оголит Господь темя дочерей Сиона...», речь идет либо о том, что Бог в наказание пошлет какое-то заболевание, от которого выпадут волосы, либо об угрозе пленения (известно, что пленных иногда остригали наголо). ⇒ Плешивый, лысый.

ПОВРЕЖДЕНИЕ, ВРЕД – общее обозначение телесных повреждений (Исход 21:22:23; Левит 24:19; Даниил 6:23).

ПРОКАЗА:

1) в Лев. 13содержатся подробные предписания, которых необходимо придерживаться при установлении диагноза этого заболевания. Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (Левит 13:21:26) – 14 дней (Левит 13:4-6:31-34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов или ожогов. Иногда она может сразу поразить все тело больного (Числа 12:10; 4-я Царств 5:27);

2) симптомы проказы: пятно на теле кажется «углубленным в кожу» (Левит 13:3:20:25:30), волосы на теле становятся белыми (Левит 13:3:10:20:25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок. Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос. Иногда на пораженных местах проступает «живое мясо» (Левит 13:10:14-34), но эта рана, однако, может затянуться. Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (Левит 13:10:16:17:19:24:42-59); когда сыпью покрывались большие участки тела или всё тело, то говорили, что человек покрылся проказой «как снегом» (Исход 4:6; Числа 12:10; 4-я Царств 5:27; ср. Левит 13:13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было «много» (От Луки 4:27). В 2-я Царств 3:29; 4Цар. 5говорится, что проказа может быть наследств. Б. (по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой Б. В Левит 13:46; Лев. 14утверждается, что от проказы можно излечиться (Левит 13:46; Левит 14:3), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариами по молитве Моисея (Числа 12:13), а также – других больных по слову Елисея (4-я Царств 5:14), Иисуса (От Матфея 8:3) или Его учеников (От Матфея 10:8). Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (4-я Царств 5:1:3-27). Больной, у которого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Левит 13:13);

3) стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный на все время Б. считался нечистым в культовом отношении и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хронич. заболевание становится огромным несчастьем для больного. Изоляция прокаженного от общества имела не мед., а религ. причину (считалось, что нечистота передается через прикосновение, см. Левит 15:4-12). Заболевших не допускали в стан (Левит 13:46; Числа 5:2; Числа 12:14); позднее они жили за гор. воротами (4-я Царств 7:3). Прокаженный царь жил в отдельном доме (4-я Царств 15:5). Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Левит 22:4); при других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось (Левит 21:20-22). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!» (Левит 13:45). Из текста От Луки 17 и след. видно, что прокаженные отваживаются заговорить с Иисусом лишь издали. В некоторых случаях проказа является Божьим наказанием (Числа 12:1; Второзаконие 24:8:9; 4-я Царств 5:27; 2-я Паралипоменон 26:19-21) или призывается в качестве такового на ч.-л. голову (2-я Царств 3:29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (4-я Царств 5:10:14; От Матфея 10:8; От Марка 1:40-42; От Луки 4:27; От Луки 7:22; От Луки 17:12:14:17). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Левит 14:1-32; От Марка 1:44);

4) в согласии с библейским текстом Иосиф Флавий описывает проказу как не очень тяжелую кожную болезнь; он замечает, что прокаженные язычники никоим образом не исключались из общества, они вполне могли занимать важные гос. посты (И.Флавий. Иуд древности, III,11,4);

5) отождествление проказы (о которой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (которая сопровождается параличами и язвами, вызывающими уродство конечностей, а также приводящими к обезображиванию лица, поражению желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение (см. Lit. bei Kittel, ThWNT. IV, S. 240 A3). Известно, правда, что течение болезни через столетия может меняться; ученые предполагают также, что библ. понятие проказы могло включать и другие заболевания, которые ныне рассматрив. как самостоятельные и к которым могла принадлежать лепра. С др. стороны, в некоторых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (Psoriasis vulgaris). Греч. слово лепра, которое в Септуагинте и в НЗ было переведено как «проказа», в греч. медицине означало прежде всего псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы. При псориазе на теле больного появляются красноватые пятна, покрытые белыми чешуйками (ср. Левит 13:19); эти пятна быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Числа 12:10; 4-я Царств 5:27; 2-я Паралипоменон 26:19), но чаще, увеличиваясь, медленно срастаются (что, впрочем, может произойти в результате появления новых пятен; Левит 13:8:22:27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного, ученые говорят об эритродермии. Б. носит ярко выраж. хронич. характер (4-я Царств 15:5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Числа 12:10; 4-я Царств 5:27; 2-я Паралипоменон 26:19); иногда Б. провоцируется повреждением кожи или ее раздражением (Левит 13:18:24). О причинах заболевания ничего не известно; угрозы заражения не существует. Однако нередко заболевание может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (4-я Царств 5:27; 2-я Царств 3:29); он, однако, проявляется не всегда. Среди заболевших преобладают мужчины (женщина упоминается только в Числа 12). Псориаз может поразить любое место на коже, в т.ч. и волосяной покров головы, однако волосы при этом не выпадают (Левит 13:3:20). Псориаз не распространяется на слизистую оболочку. Даже при активном течении болезни человек, за редкими исключениями, остается практически здоровым;

6) наряду с проказой – болезнью людей – подробно рассматривается и «проказа», появляющаяся на одежде и стенах домов (Левит 13:47-59; Левит 14:33-53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью. ⇒ Дом (IV,1).

ПЯТНА (Левит 14:55) – это светлые образования на коже человека, признак начинающейся проказы (Левит 13:2:19:38), рубцы от зажившего нарыва, а также неопасные для здоровья изменения на коже (Левит 13:4:38:39).

РАК. В 2Тим. 2под раком подразумевается гнилостная гангрена. Нередко гангрену не удавалось остановить даже ампутацией конечностей.

РАНЫ – механич. повреждения тканей с нарушением целостности кожного покрова. О ранах в ВЗ часто говорится как в прямом смысле (Исход 21:25; 4-я Царств 9:15; Исаия 53:5; От Луки 10:34), так и в метафорич. (Псалтирь 37:6; Исаия 1:6; Исаия 30:26; Иеремия 15:18; Иеремия 30:12; Осия 5:13). Ранами называли и рубцы от побоев (Исаия 1:6), в т.ч. следы от избиения прутьями, палками и бичами (Деяния 16:33).

РАССЛАБЛЕННОСТЬ – см. ниже, ХРОМОТА.

СЕРДЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Описание заболевания в 1-я Царств 25 и след. может указывать на инфаркт. ⇒ Сердце.

СКОРЧЕННОСТЬ. В Лк. 13говорится о «скорченной» женщине, которая 18 лет не могла распрямиться. Очевидно, это было следствием болезни позвоночника.

СЛЕПОТА. Нарушение зрения может быть вызвано ярким солнечным светом и антисанитарией, вызывающими воспалительные процессы глаз. И то и другое было характерно для Ближнего Востока, поэтому неудивительно, что там повсеместно можно было видеть слепых нищих (От Матфея 9:27; От Матфея 20:30; От Матфея 21:14; От Иоанна 5:3), среди которых встречались и слепые от рождения люди (От Иоанна 9:1). Частичная или полная слепота может быть и следствием старости (Бытие 27:1; 1-я Царств 4:15; 3-я Царств 14:4); в ВЗ особо выделяются люди, у которых острота зрения сохранялась до старости (Второзаконие 34:7). Нередки были случаи преднамер. ослепления военнопленных (Книга Судей 16:21; 1-я Царств 11:2; 4-я Царств 25:7). В Деяния 9 и след.; Деяния 13:11 говорится о временной слепоте как о Божьем наказании. В Библии нередко используется метафорич. образ бредущих ощупью слепых, участь которых горька (Второзаконие 28:29; Исаия 59 и след.; Плач Иеремии 4:14; Софония 1:17). Слепые нуждаются в поводырях (От Матфея 15:14; От Иоанна 21:18; Деяния 13:11; К Римлянам 2:19); закон особо защищает их (Левит 19:14; Второзаконие 27:18). ⇒ Слепота, слепой.

СУХОРУКОСТЬ. В основе евр. и греч. слов, которые в Синод. пер. переданы как «сухорукость», лежит представление о высыхании, окостенении конечностей. У Иеровоама, который не мог «поворотить» рукой (3-я Царств 13:4-6), вероятно, наступил временный паралич. Слово «цепенеет», использованное при описании эпилептич. припадка в От Марка 9:18, может означать судорожные сокращения всех мышц тела. Полный паралич может привести к атрофии мышц (Захария 11:17; От Матфея 12:10). В Ин. 5под «иссохшими», вероятно, подразумеваются люди с парализов. конечностями.

ТЕПЛОВОЙ (СОЛНЕЧНЫЙ) УДАР – болезненное состояние, вызванное длительным перегреванием организма, в частн. воздействием прямых солнечных лучей на непокрытую голову. Тепловой (солнечный) удар упоминается в Псалтирь 120:6. Первые признаки этого заболевания – вялость, общая слабость, головокружение, головная боль, тошнота; в тяжелых случаях – потеря сознания и судороги. Отсутствие медицинской помощи может стать причиной смерти.

УВЕЧЬЕ. Увечными считались люди, которые в результате заболевания, несчастного случая или врожденных физич. недостатков лишились возможности свободно владеть своими конечностями (От Матфея 15:30:31; От Луки 14:13:21) или потеряли руку или ногу (От Матфея 18:8; От Марка 9:43). Они не могли исполнять служение священника (см. выше, – НЕДОСТАТОК).

ХРОМОТА, РАССЛАБЛЕННОСТЬ – физич. недостаток, который явился следствием Б. или несчастного случая (2-я Царств 4:4); хромые передвигаются неуверенно, с трудом (К Евреям 12:13) и обычно нуждаются в посторонней помощи (Иов 29:15). Причиной хромоты может быть частичный паралич ног (в Библии такие больные называются «расслабленными»), иногда к хромоте может привести ревматизм суставов. Врожденная патология может полностью лишить человека возможности ходить (Деяния 3:2; Деяния 14:8). В Библии слепые и хромые часто упоминаются вместе (2-я Царств 5:6; Иеремия 31:8; От Матфея 21:14). В НЗ нередко сообщается об исцелении расслабленных (От Матфея 4:24; От Марка 2:3-12; Деяния 8:7; Деяния 9:33).

ЧАХЛОСТЬ, т.е. истощение – заболевание, следствием которого является резкая потеря веса и общий упадок сил. Возможно, в Левит 26:16; Второзаконие 28:22; Ис. 10под чахлостью подразумевается чахотка (туберкулез).

ЧЕСОТКА – заразная Б., вызываемая чесоточным клещом; ее основным субъективным признаком является интенсивный зуд. Заболевание, названное чесоткой в Левит 21(в Синод. пер. – «короста») и Второзаконие 28:27, – одна из кожных Б., однако точно определить, о каком именно заболевании идет речь, невозможно.

ЯЗВЫ, НАРЫВЫ. На Ближнем Востоке больные с гноящимися ранами – явление нередкое. Но сведения, которые можно почерпнуть из Библии, не позволяют точно сказать, какое именно заболевание имело место в тех или иных случаях. «Воспаление с нарывами» (Исход 9:9-11) – это нарывы, которые, вскрываясь, образуют язвы. Эта же болезнь, видимо, подразумевается под «проказой Египетской» (Второзаконие 28:27), в то время как «злая проказа на коленях и голенях... от подошвы ноги... до самого темени» напоминает заболевание Иова – «проказу лютую от подошвы ноги... по самое темя» (Иов 2:7). В обоих случаях комментаторы предполагали проказу в совр. понимании этого слова (т.е. лепру), что, однако, маловероятно, по крайней мере, в случае с Иовом. То же евр. слово, что и во всех назв. местах, употреблено в Левит 13:18:20:23 (где говорится о появлении проказы на заживающей язве) и в рассказе о Езекии (4-я Царств 20:7; Исаия 38:21), где, возможно, речь идет о фурункуле. Соотв. греч. слово (От Луки 16:20 – в Синод. пер. – «струпья»; Откровение 16– в Синод. пер. – «гнойные раны») означает гнойные язвы. См. выше, – МОРОВАЯ ЯЗВА.