Богослужение Библейская Энциклопедия Брокгауза

Богослужение

СУЩНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Смысл и назначение любого Б. заключаются в общении Бога со Своим народом, Господа со Своей Церковью, обновляющейся и укрепляющейся в Б., дабы Божья воля вершилась на земле через посредство людей (От Матфея 6:9:10), «к похвале славы Его» (К Ефесянам 1:12). Поэтому ап. Павел говорит о «разумном (бого)служении» (логикен латрейан, К Римлянам 12:1) христиан, приносящих в живую и святую жертву Богу свои тела, т.е. себя полностью. В Б. выражается благодарность людей Богу за уже дарованные блага и просьба о совершении новых благих деяний. Именно в этом заключается смысл Б. Но сознание христианина не может мириться с тем, что Б. иногда сводится исключит. к внешним формам. «Послушание лучше жертвы» (1-я Царств 15:22), т.к. Господь не дал Своему народу никаких конкретных предписаний относит. того, как совершать жертвоприношения, но заповедал: «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Иеремия 7:22:23). В сущности, Б. необходимо в первую очередь человеку, а не Богу, т.к. Он, дающий всему жизнь и дыхание, ни в чем не нуждается и «не требует служения рук человеческих» (Деяния 17:25).

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ПЕРИОД ДО ПРИЗВАНИЯ МОИСЕЯ

В повествовании о временах патриархов упоминаются жертва «от первородных стада» (Бытие 4:4), благодарств. жертва (Бытие 8:20) и возлияние (Бытие 35:14). Говорится также о призывании имени Господа (Бытие 4:26; Бытие 12:8) и о приношении десятины (Бытие 14:20; Бытие 28:22). Если богослужебные деяния Каина находились в полном противоречии с его душевными помыслами (Бытие 4:3:5-7), то у Авраама они находились в полной гармонии (Бытие 22:1-18).

БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН ПОСЛЕ ДАРОВАНИЯ ЗАКОНА

1) порядок ветхозаветных Б. был заповедан Самим Богом на горе Синай. Ежедневные жертвоприношения (Числа 28:3-8) дополнялись особыми Б., совершавшимися в ⇒ субботу, в день новолуния, в великие ежегодные праздники (Числа 28Числа 29:39), в ⇒ субботний (Левит 25:1-7) и ⇒ юбилейный годы. Этот порядок стал основой всей жизни израильтян. Центром Б. было святилище, ⇒ скиния или ⇒ храм с находящимся в нем ⇒ ковчегом завета. Здесь совершали службу ⇒ священники и ⇒ левиты; в Б. (прежде всего во время праздников) участвовала вся израил. община (⇒ Церковь, собрание, община, I,2) (Второзаконие 16:16; ср. 1-я Царств 1:3-5; От Луки 2:41:42);

2) началом ветхозаветного Б. стало обнародование Моисеем Закона (Исход 24:7:8; Исход 25:1:2 и др.), однако чтение Закона не стало постоянной частью Б. В конце своей жизни Моисей повторно возвестил народу Закон (Второзаконие 1:3). После него это делали Иисус Навин (Иисус Навин 24:25), священники, левиты, князья и пророки во времена Иосафата (2-я Паралипоменон 17:7-9) и Иосии (4-я Царств 23:2), а также Ездра (Неемия 8:1-8), однако происходило это лишь в решающие моменты истории Израиля и, согл. завещанию Моисея, в субботний год во время праздника Кущей (Второзаконие 31 и след.). Регулярного обращения к Закону в ветхозаветном Б. не было, но заменой ему служили публичные проповеди пророков (Иеремия 2:1:2; Иеремия 7:1:2) и чтение пророч. речей в храме (Иеремия 36:1-10);

3) в центре Б. находилась ⇒ ЖЕРТВА. Жертвы курения (Исход 30:7:8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предписывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Числа 28:1; Числа 29:1). За жертвоприношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Левит 9 и след.; Числа 6:22-27). Жертвы приносились царями (3-я Царств 3:4), народом (2-я Паралипоменон 15:11) или отдельными людьми (Левит 15). За исключ. жертвы всесожжения (Второзаконие 12:27) и жертвы за грех (Левит 4:11:12), обряд жертвоприношения обязательно включал в себя СВЯЩЕННУЮ ТРАПЕЗУ, в которой участвовали принесшие жертву (1-я Царств 9:13:19:22-24). Она символизировала единение сотрапезников с Богом, что особенно ярко проявлялось в пасхальной трапезе (Исход 12:3-13). Израильтяне должны были с радостью съедать перед Господом Богом свои благодарств. жертвы и жертвы, принесенные по обету в виде добровольных приношений (Левит 7:15-18; Второзаконие 12:5-7:11:12:27), десятин (Второзаконие 14:22-27) и первородных мужского пола от крупного и мелкого скота (Второзаконие 15:19:20);

4) радость Б. находила свое выражение в ⇒ ТАНЦЕ (Псалтирь 86 – в Синод. пер. – «играющие»; Псалтирь 149 – в Синод. пер. – «с ликами»; Псалтирь 150 – в Синод. пер. – «с ликами») и в ПЕСНОПЕНИЯХ левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах (1-я Паралипоменон 16:42; 2-я Паралипоменон 5:12:13; Псалтирь 80:3:4). Традиц. хвалебным и благодарств. был псалом Давида «Славьте Господа» (1-я Паралипоменон 16:7-36; 2-я Паралипоменон 20:21; ср. Неемия 11:17). В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Псалтирь 4:1; Псалтирь 9:1; Псалтирь 21:1; Псалтирь 38:1; Псалтирь 52:1; ср. также, напр., Аввакум 3:19). Левитские певцы и музыканты могли «провещавать» (1-я Паралипоменон 25:1; ср. 2-я Паралипоменон 20:14), т.е. сочинять, псалмы (Псалтирь 45:1; Псалтирь 49:1; Псалтирь 87 и др.), а также исполнять их в храме;

5) за искл. славословия левитов, ⇒ МОЛИТВА произносилась только в особых случаях, как, напр., молитва Соломона при освящении храма (3-я Царств 8:22-53) или молитвы Иосафата (2-я Паралипоменон 20:5-12) и Езекии (2-я Паралипоменон 30:18-20). ⇒ ПОСТ также был предписан только в день искупления (Левит 23:27), позднее, в вавил. плену, отмечались дни памяти разрушения Иерусалима (Захария 7:3-5; Захария 8:19);

6) величие храма и Б. (Псалтирь 25:6-8; Псалтирь 26:4; Псалтирь 64:5; Псалтирь 83:2-5:11), радость по поводу «восхождения» народа перед своим Богом (Псалтирь 121:1-4) неоднократно воспеваются в псалмах. «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его» (Псалтирь 95:6; ср. 1-я Паралипоменон 16:27). Этим объясняется тоска и томление людей, оказавшихся вдали от святилища (Псалтирь 41 и след.; Псалтирь 42 и след.; Псалтирь 62 и след.), и печаль псалмопевца по поводу разрушения храма (Псалтирь 73:3-7).

СИНАГОГАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

В позднем иудаизме появилась новая форма Б. – синагогальное (⇒ Синагога), восходящее, предположит., ко времени вавил. плена. В то время как служение в храме обретало все большее великолепие и полноту (ср. Сир. 50:1–23), в синагоге особое значение придавалось тому, чего евреям так не хватало: чтению и толкованию Свящ. Писания (ср. От Луки 4:15-27) и общей молитве, участвовать в которой мог любой израильтянин; только право благословлять оставалось исключит. за священниками и левитами. После разрушения храма в 70 г. по Р.Х. центром иуд. богослужения стала синагога.

НОВОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

1) будучи евреем, ИИСУС участвовал в Б. Своего народа как в храме (От Луки 2 и след.), так и в синагоге (От Марка 1:21:22; От Иоанна 18:20), а также поучал народ вне молитв. зданий (От Марка 7:14-16). Но лишь Своих учеников Он поучал откровенно, не прибегая к иносказаниям (От Матфея 16:21; От Матфея 17:22:23; От Матфея 20:17-19; От Марка 4:34; От Марка 7:17-23; От Иоанна 13От Иоанна 16:33). Он резко выступал против показной молитвы (От Матфея 6:5), советуя лицемерам уединяться при обращении к Богу; Сам же Он мог молиться в присутствии Своих учеников, тем самым научая их истинной молитве (От Матфея 11:25:26; От Иоанна 17). Иисус принял ⇒ крещение (От Матфея 3:13-17) и заповедал креститься Своей Церкви (От Матфея 28:18-20); Он совершил со Своими учениками Тайную Вечерю и предписал Церкви повторять ее (1-е Коринфянам 11:23-26). Во всем этом видна Его связь с древними традициями ветхозаветной Церкви, которые, тем не менее, наполняются новым содержанием и трансформируются изнутри;

2) соответствующее переходное состояние характерно и для ОБЩИНЫ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН в Иерусалиме. Уча и благовествуя, верующие каждый день посещали храм (Деяния 2:46; Деяния 3:1; Деяния 5:42), «пребывали в притворе Соломона», и никто из посторонних не решался присоединиться к ним. Жертвоприношения они совершали только в исключит. случаях (Деяния 21:26; Деяния 24:17:18). И в повседневной жизни они тесно общались друг с другом (Деяния 2:44; Деяния 6 и след.), совершали в домах ⇒ Вечерю Господнюю, вероятно, по окончании основной трапезы (Деяния 2:42:46) и вместе молились (Деяния 4:31; Деяния 12:12). Крещение могло совершаться как при стечении народа (Деяния 2:41), так и в присутствии всего нескольких христиан (Деяния 10:45:48). Крестить мог один благовестник или апостол (Деяния 8:36-38; Деяния 16:33). Наряду с ежедневными собраниями (см. Деяния 17:11; Деяния 19:9) первый день недели, день воскресения Иисуса (От Марка 16:9), позднее стал упоминаться как день, отведенный для совершения Вечери Господней, проповеди (Деяния 20:7:11) и сбора пожертвований (1-е Коринфянам 16:2);

3) СУЩНОСТЬ НОВОЗАВЕТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ заключена в словах Иисуса о том, что Отец ищет Себе таких «поклонников», которые будут поклоняться Ему в ⇒ Духе и ⇒ истине (От Иоанна 4:23:24). Б. в Церкви руководит Сам Господь посредством Своего Духа, «а где Дух Господень, там свобода» (2-е Коринфянам 3:17). Но свобода исключает поверхностное или формальное служение; она также ни в коем случае не означает господства бесконтрольного чувства или экстатического хаоса (1-е Коринфянам 14:33). Б. должно проходить благочинно, т.к. «духи пророческие (⇒ Пророк) послушны пророкам». Ап. Павел указывает на необходимость строгой последовательности в исполнении псалмов, в поучении, в «говорении языками», в истолковании сказанного, а также в ⇒ пророчествах. Если же во время ч.-л. пророчества Господь дарует другому человеку новое откровение, то первый должен умолкнуть и дать возможность говорить другому. Павел разделяет молитвы, которые могут быть соединены с ⇒ постом и ⇒ возложением рук (Деяния 13:2:3), на «молитвы умом» (т.е. сказанные понятными словами) и на «молитвы духом» (глоссолалии; 1-е Коринфянам 14 и след.). Подобное же различие он проводит между псалмами (псалмой) и славословиями (гюмной; отрывки из них сохранились, напр., в К Ефесянам 5:14; 1-е Тимофею 3:16), с одной стороны, и «духовными песнопениями» (одай пнеуматикай; К Ефесянам 5:19; К Колоссянам 3:16) – с другой; под последними, вероятно, подразумеваются песнопения на «иных языках». ⇒ Учение и наставление, составляющие главную часть Б., должны быть основаны на Свящ. Писании (Деяния 17:2; Деяния 18:28; К Римлянам 15:4; 2-е Тимофею 3:16) и на словах Иисуса Христа (1-е Тимофею 6:3); к чтению Писания (1-е Тимофею 4:13) добавляется чтение посланий церквей (Деяния 15:30:31) и апостольских посланий (К Колоссянам 4:16; 1-е Фессалоникийцам 5:27). Не позволяя женщине публично поучать общину (1-е Тимофею 2:12; но ср. К Титу 2:3-5), ап. Павел, очевидно, не отказывает ей в праве совершать молитву и пророчествовать (1-е Коринфянам 11:5). Повеление женщине молчать (1-е Коринфянам 14:34:35), видимо, подразумевает запрет вмешиваться в чужой разговор или перебивать проповедника вопросами во время

Б.БОГОСЛУЖЕНИЕ НА НЕБЕСАХ

Б. на земле – это отображение Б. на небесах (⇒ Небо, небеса). Ветхозаветное жертвоприношение служило «образу и тени небесного» (К Евреям 8:5). Христос «со Своею Кровию однажды вошел во святилище [в самое небо] и приобрел вечное искупление» (К Евреям 9:11:12:24). Ангелы – «суть служебные духи» (лейтургика пнеумата; К Евреям 1:14); серафимы славят Бога (Исаия 6:2-4); хвала и благодарение воспеваются Богу на небесах (Откровение 4:8-11; Откровение 5:8-14; Откровение 7:9-12; Откровение 11:15-19; Откровение 14:1-3; Откровение 15:2-4).