Бог Библейская Энциклопедия Брокгауза

Бог. Библия повествует о деяниях Божьих – прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.

I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА

А. Бог сотворил «небо и землю» (Бытие 1:1) «и все, что на них» (Откровение 10:6), «человека», «мужчину и женщину» (Бытие 1:27). Он сотворил «мир» (Деяния 17:24), «человека и животных» (Иеремия 27:5) и «все» устроил (К Евреям 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Псалтирь 88:38), Он благословил животных (Бытие 1:22) и людей, особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, – Ноя (Бытие 9:1), Ав-раама (Бытие 12:2), Исаака (Бытие 25:11), Иакова (Бытие 35 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Бытие 26:22; Второзаконие 1:10). Бог дал людям пищу (Бытие 1:29:30; Бытие 9:3), одежду (Второзаконие 10:18; ср. От Матфея 6 и след.), детей (Бытие 33:5; Псалтирь 126:3), землю (Второзаконие 26:9), имущество (Екклесиаст 5:18) и успех (Бытие 39:3:23).

Б. В подобных деяниях «Бог неба и земли» (Бытие 24:3:7; 1Езд. 5:11), Вседержитель (Иов 33:4; Откровение 11:17) являет Свое всемогущество (Бытие 28:3; Бытие 48:3): «Он творит все, что хочет» (Псалтирь 113:11), для Него «нет ничего невозможного» (Иеремия 32:17; От Луки 1:37) – воистину «Бог силен и из мертвых воскресить» (К Евреям 11:19), но при этом Он «не есть Бог мертвых, но живых» (От Матфея 22:32). В отличие от «богов», «которые не сотворили неба и земли» (Иеремия 10:11), Он – живой Бог (Второзаконие 5:26; 4-я Царств 19:4; Псалтирь 41:3; Деяния 14:15; 1-е Фессалоникийцам 1:9), «присносущий» (т.е. существующий вечно) (Даниил 6:26; ср. Бытие 21:33; Исаия 40:28; К Римлянам 14:25), и поэтому Он – «единый истинный Бог» (От Иоанна 17:3; 1-е Фессалоникийцам 1:9; ср. 1-е Иоанна 5:20), «великий, сильный и страшный», «Бог богов и Владыка владык» (Второзаконие 10:17; ср. Псалтирь 85:10; Псалтирь 94:3; Псалтирь 95:4), «всевышний» (Псалтирь 46:3; Исаия 14:14; Деяния 7:48). И «все воинство небесное» (Второзаконие 4:19), обожествляемое язычниками (4-я Царств 23:5; Софония 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Неемия 9:6; От Луки 2:13:14), поскольку Он сотворил его (Бытие 2:1; Псалтирь 32:6; Исаия 40:26): «Господь Саваоф [т.е. Владыка воинств] – имя Ему» (Иеремия 31:35; ср. Псалтирь 88:6-9), «Господь всей земли» (Иисус Навин 3:11).

В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все «угодное» Ему и «предначертанное» Им (Исаия 44 и след.; Исаия 46:10:11; ср. Иов 37:5; Исаия 22:11). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: «Я сделаю, и кто отменит это?» (Исаия 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для «новой твари» (2-е Коринфянам 5:17): «И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1-е Коринфянам 12:6), а именно «в нас, верующих по действию державной силы Его» (К Ефесянам 1:19; К Ефесянам 3:20; 1-е Фессалоникийцам 2:13). «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» (К Филиппийцам 2:13; ср. Деяния 19:11; К Колоссянам 1:29); «мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела...» (К Ефесянам 2:10), но, как сказал Сам Иисус: «без Меня не можете делать ничего» (От Иоанна 15:5).

II. ПОВЕЛИТЕЛЬ

В ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.

А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Псалтирь 32:9; Псалтирь 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку: «И заповедал Господь Бог человеку...» (Бытие 2:16; ср. Бытие 2:17). В Исх. 19Десять заповедей названы «словами, которые заповедал ему [народу] Господь»; ср. Исход 34:10; Второзаконие 4:5; От Матфея 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, которые Он Сам вкладывает им в уста (Иеремия 26:2; ср. Псалтирь 118:15; Иеремия 43:1; Деяния 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2-я Царств 16:11; ср. 4-я Царств 18:25; «будешь делать все, что Я повелел тебе» (2-я Паралипоменон 7:17; см. Иеремия 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: «О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь...» (Михей 6:8; ср. Второзаконие 10:12:13).

Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:

1) в ВЗ наряду с формулой «И пришел Бог, и сказал» (Числа 22:9), которая может дополняться словами «ночью» и «во сне» (Бытие 20:3; Бытие 31:24), часто встречается формула «И явился Бог [Господь], и сказал» (Бытие 12:7; Бытие 17:1; Бытие 26:2; Бытие 35:9; Бытие 48 и др.), также с добавлением слов «ночью» (Бытие 26:24; 2-я Паралипоменон 1:7) и «во сне» (3-я Царств 3:5). Вместо «Бог пришел» в Библии часто встречается выражение «было слово Господа» (2-я Царств 7:4; 2-я Царств 24:11; 3-я Царств 16:1; 3-я Царств 17:2; 3-я Царств 19 и др.), относящееся, кроме 3-я Царств 6:11, исключит. к призванию пророков, ср. Иеремия 1:2; Иезекииль 1:3; Осия 1:1; Иоиль 1:1; Иона 1:1; Михей 1:1; Софония 1:1; Захария 1 и др.;

2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» (К Евреям 1:1:2). Это подтверждает евангелист Иоанн: «Слово было Бог...», «Слово стало плотию и обитало с нами...» (От Иоанна 1:1:14; ср. 12:49,50).

В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами...» (Бытие 9:9; ср. Бытие 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Бытие 17:1-14): «...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя»; «соблюди завет Мой...». Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: «Я Господь, Бог твой» (Исход 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исход 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы «будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иезекииль 36:27), «будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». Так же будет и при «новом завете» (Иеремия 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил ­­ «с нами Бог», см. От Матфея 1:23): «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (От Луки 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: «Итак идите ... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века...» (От Матфея 28 и след.).

III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ

Таким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.

А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Бытие 6 и далее часто звучит в Библии: «и восскорбел в сердце Своем». «Бог с небес призрел на сынов человеческих» (Псалтирь 52:3), Он «увидел, что велико развращение человеков на земле» (Бытие 6:5); Он «есть Бог ведения» (1-я Царств 2:3), и от Него не скроются человеч. грехи (Псалтирь 68:6). Он сетует: «Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня» (Исаия 43:24). Слово, ставшее «плотию» (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» (От Матфея 26:38); «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (От Луки 22:44).

Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого «не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов...» (Числа 14:18), потому что Он – «Бог ревнитель» (Исход 20:5; ср. Наум 1:2) и даже – «огонь поядающий» (Второзаконие 4:24; К Евреям 12:29). «Он Бог святой» (Иисус Навин 24:19; ср. Исаия 6:3; Откровение 4:8); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: «Горе мне! погиб я!» (Исаия 6:5). То, что было испытано Исаией (Исаия 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Иов 9:13 с Иов 42 и след.), что воспето в псалме: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Псалтирь 102:9:10) и что проповедано с обетованием в Исаия 53:5: «...наказание мира нашего было на Нем», исполнилось наконец в Том, Кто был «сделан грехом вместо нас» (2-е Коринфянам 5:21, пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) и «умерщвлен» (1-е Петра 3:18). «Дитя», Которое Бог наказал за всю «вину отцов» (ср. Исход 20:5), – Его собственный Сын, «не пощаженный Им», а «преданный» за всех нас (К Римлянам 8:32).

В. Бог совершил это, «дабы нам получить усыновление» (К Галатам 4:5): «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1-е Иоанна 3:1); «...вы ... приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче» (К Римлянам 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: «Ты будешь называть Меня отцом твоим» (Иеремия 3:19); «...ибо Я – отец Израилю...» (Иеремия 31:9; ср. Второзаконие 32:6; Малахия 2:10; 2-е Коринфянам 6:17:18). И пусть даже «...кого любит Господь, того наказывает», Он все равно «благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притчи 3:12; ср. К Евреям 12:6), и «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Псалтирь 102:13). Ведь «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Псалтирь 102:8; ср. Исход 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Псалтирь 129:8; ср. От Матфея 1:21; От Иоанна 8:36), непреложным стало исповедание: «Ты, Господи, – Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Исаия 63:16).

IV. ТРИЕДИНСТВО

А. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Второзаконие 6:4), так и в НЗ (ср. 1-е Коринфянам 8 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах – Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (От Матфея 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как К Римлянам 14:17:18; К Римлянам 15:16:30; 1-е Коринфянам 12:4-6; 2-е Коринфянам 1:21:22; 2-е Коринфянам 13:13; К Ефесянам 1:17; К Ефесянам 2:19-22; К Ефесянам 3:5-7:14-17; К Титу 3:4-6; 1-е Петра 1:2; К Евреям 9:14; От Иоанна 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом «трезвучии» деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в которых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, которую «не видел ... глаз, не слышало ухо» и которая «не приходила ... на сердце человеку» (1-е Коринфянам 2:9). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за которыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. ⇒ Исповедание (II).

Б. В 2Кор. 5ап. Павел пишет: «Бог во Христе»; это свидетельствует о совершенной Божеств. сущности Христа, Сына, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (К Колоссянам 2:9). Он был «образом Божиим» (К Филиппийцам 2:6); в Нем Бог примиряет с Собой (2-е Коринфянам 5:19) и судит человечество. Он – «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (К Римлянам 9:5). Он был (как Слово) с Богом уже в самом начале мира, т.к. «Слово было Бог» (От Иоанна 1:1); через это Слово «создано все» (К Колоссянам 1:16:17; К Евреям 1:2), и в Нем «все начало быть» (От Иоанна 1:3). Видевший Христа видел Отца (От Иоанна 14:9), и никто не приходит к Отцу, как только через Христа, Он – в Отце, а Отец – в Нем, поэтому к Нему возносят молитвы как к Богу (Откровение 5:8-14). К Нему устремлена вера в Бога (От Иоанна 14:1), поэтому Фома исповедует: «Господь мой и Бог мой» (От Иоанна 20:28). ⇒ Иисус Христос.

В. Библия свидетельствует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: «Бог есть дух» (От Иоанна 4:24). Это свидетельство есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Быт. 1говорится: «И Дух Божий носился над водою». Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1-я Царств 10:10; 1-я Царств 16:13; ср. Исаия 59:21; Иезекииль 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Исаия 48:16). В 2-е Коринфянам 3:17 сказано: «Господь есть Дух». Человек, в котором живет Божий Дух, – это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (1-е Коринфянам 3:16:17; 1-е Коринфянам 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (К Ефесянам 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Деяния 5:3:4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1-е Коринфянам 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (К Римлянам 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (1-е Петра 1:10:11). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (От Иоанна 14:16:26) и что Он послан Христом от Отца (От Иоанна 15:26); через Него Бог возрождает человека (От Иоанна 3:5; Иоиль 2:28); «Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия» (К Римлянам 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (К Галатам 5:18), в Нем – основа жизни и поступков сынов Божьих (К Римлянам 8:14).

Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидетельства по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.