Блаженный Библейская Энциклопедия Брокгауза

Блаженный [евр. ашре; греч. макариос, букв. «счастливый» ].

I.: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова «блаженный» мы находим в ВЗ в выражении «блажен муж, который...» или «блажен тот, кто...» (Псалтирь 1:1; Псалтирь 2:12; Псалтирь 31:1; Притчи 3:13; Иов 5:17). В Синод. пер. НЗ слово макариос чаще всего передается как «блажен», но иногда переводится по-другому, напр. «счастливый» (Деяния 26:2);

2) в ВЗ считается счастливым тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29 и след.; Псалтирь 126:3-5), а главное – радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным (Псалтирь 1:1; Псалтирь 40:1; Псалтирь 118:1; Псалтирь 127:1). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога (Псалтирь 2:12; Псалтирь 32:12; Псалтирь 39:5; Псалтирь 83:6:13; Псалтирь 111:1; Притчи 16:20; Исаия 30:18). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу (Псалтирь 31 и след.; Псалтирь 32:12; Псалтирь 64:5; Псалтирь 143:15), то этот народ блажен (ср. также Псалтирь 83 и след.; Псалтирь 88:16; Псалтирь 145:5). Блажен и тот, кого Бог наказывает (Иов 5 и след.; Псалтирь 93:12), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;

3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения (От Луки 14:15; Откровение 19:9). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово (От Матфея 16:17; От Матфея 24:46; От Луки 1:45; От Луки 11:28; Откровение 1:3), кто верит в Него (От Иоанна 20:29) и не соблазнится о Нем (От Матфея 11:6). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (От Матфея 5 и след.; ср. От Луки 6 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными (От Матфея 13:16; От Луки 10:23). Ср. также ⇒ Заповеди блаженства.

II. Блаженный ­­ «спасенный» от глаголов, означающих «спасать», – евр. йаша, греч. содзеин:

1) в ВЗ встречаются пророчества, с особой ясностью указывающие на грядущего «раба Божия», Мессию и Спасителя: Исаия 42:1-4; Исаия 49:6; Исаия 53:5, Который призван принести спасение и блаженство всему человечеству;

2) в НЗ «спасение» и «избавление» часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Дeян и в посланиях, главное основание блаженства – это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и ⇒ жизни (1-е Фессалоникийцам 4:17; 1-е Петра 1:4; Откровение 21:1; Откровение 22:1);

3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа (От Матфея 18:11; От Луки 19:10; 1-е Коринфянам 1:21; 2-е Тимофею 1:9). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения (К Римлянам 11:14; 1-е Коринфянам 9:22; Иакова 5:20; ср. 1-е Коринфянам 7:16), но только следуя вере и спасительному учению (Иакова 1:21), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях «стать блаженным», «быть спасенным», «достичь спасения», «дать спасти себя» слово «блаженный» относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего «мира сего» и осознают себя вступающими в «грядущий век» – в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (От Иоанна 3:17). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых [­блаженных] – сила Божия» (1-е Коринфянам 1:18). ⇒ Спасение ⇒ Искупление ⇒ Прощение.