Благость, благо, добро Библейская Энциклопедия Брокгауза

Благость, благо, добро: 1) один только Бог благ – Иисус прямо говорит об этом, отвечая на вопрос богатого юноши (От Матфея 19:17) и подтверждая тем самым целый ряд аналогичных ветхозаветных высказываний (2-я Паралипоменон 5:13; 1Езд. 3:11; Псалтирь 135:1). Б. – это категория, неподвластная человеч. суждению; единств. критерий Б. – Божья воля. Даже само желание познать добро и зло (Бытие 3:5:6) означает отпадение от Бога. На Страшном суде благой Бог спросит о совершенных человеком добрых делах (2-е Коринфянам 5:10). О том, что Господь понимает под добром и Б., говорится в Михей 6 и От Луки 10(благое дело – слушать Господа);

2) люди отпали от Бога и поэтому, согл. Библии, стали «негодны» и злы. «Нет делающего добро, нет ни одного» (Псалтирь 13:3; К Римлянам 3:12; ср. Екклесиаст 7:20). Отсутствие в человеке истинной Б. будет особенно заметно при наступлении последних дней этого мира (2-е Тимофею 3:2 и след.);

3) человеку, желающему изменить такое положение и предстать благим пред Богом, не помогут никакие усилия и отречение от мирских благ. Причина этого в том, что, по словам ап. Павла, «не живет... в плоти... доброе» (К Римлянам 7:18). Помочь здесь может только ⇒ возрождение от Духа Божьего, ибо Б. – это Его плод (К Галатам 5:22). Божья Б., проявившаяся в том, что Он отдал Своего Сына в жертву за наши грехи, ведет к покаянию (К Римлянам 2:4) и обновлению человека. Церковь Иисуса, в которой действует Дух Божий, призвана вершить добрые дела (К Ефесянам 2:10; К Колоссянам 1:10). Но т.к. такие дела совершаются не самими христианами, а живущим в них Духом Божьим, то прославлять следует не их, а Небесного Отца (От Матфея 5:16);

4) Б., пробуждаемая в христианах Божьим Духом, не означает, однако, состояния непогрешимости и совершенства в земной жизни; дух и плоть противятся друг другу (К Галатам 5:17). Но ученикам Иисуса в их борении дано обетование: «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (К Филиппийцам 1:6).