Благословение Библейская Энциклопедия Брокгауза

Благословение [евр. бэрах ; греч. эулогиа].

I. Под Б. (противоположность ⇒ заклятие) Библия понимает обращение Божьей милости, благодати на человека либо Самим Богом, либо людьми, действующими по воле Бога (ср. Бытие 12:3). Сила Б. нисходит на благословляемого через слова (Бытие 27:28 и след.; Бытие 48 и след.), а иногда через возложение рук. Данное человеку Б. может распространяться на его потомков (Второзаконие 28:4), имущество и окружение. Б. исполняется (Числа 22:6), даже если оно было добыто хитростью (ср. Бытие 27). Благословенный сам становится источником божественного Б. (ср. Бытие 12:3); Иаков благословил своих внуков и сыновей (Бытие 48:1; Бытие 49:1), а Моисей – колена Израилевы (Второзаконие 33). Иногда Б. называются и дары (Бытие 33:11; ср. 1-я Царств 25:27; 4-я Царств 5:15).

II. Первоисточником всякого Б. является Сам Бог (Бытие 49:25). Б. по большей части обращено на человека (Бытие 1:28; Бытие 12:3; Бытие 26:3), но Бог благословил также и седьмой день (Бытие 2:3), животных (Бытие 1:22), хлеб и воду (Исход 23:25). Б., обращенное на человека, есть дар и выражение Божественной любви (Второзаконие 7:13). Божье Б. дарует многочисл. потомство (Бытие 1:28), владение землей, щедрые урожаи и обилие скота (Бытие 39:5; Второзаконие 28:3-5; Иов 42:12; Псалтирь 64:11), жизненное благополучие и защиту от врагов (Бытие 14:19 и след.; Псалтирь 28:11). Во время праздничных богослужений священники, потомки Аарона, соблюдая установленный ритуал, с воздетыми к небу руками (Сир 50 и след.) благословляют народ (Числа 6 и след.; ср. Второзаконие 10:8). Цари также благословляют народ (Давид – 2-я Царств 6:18; Соломон – 3-я Царств 8:14). Получали Б. и жертвенные трапезы (1-я Царств 9:13).

III. Иисус снял с людей проклятие (К Галатам 3 и след.), чтобы и на них распространилось обетованное Аврааму Б. (Деяния 3:26). Он благословил детей (От Марка 10:16), а перед вознесением – и Своих учеников (От Луки 24:50). Они сами должны стать носителями и распространителями Б. (К Римлянам 12:14; К Римлянам 15:29). Сила Божья проявляется в них и свидетельствует о себе тем, что они благословляют даже врагов и гонителей (От Матфея 5:44; От Луки 6:28; 1-е Коринфянам 4:12; 1-е Петра 3:9).

IV. Евр и греч. слова, обозначающие «благословение», «благословлять», могут также употребляться и в значении «восхвалять», «прославлять», а также «благодарить»; в Синод. пер. они иногда передаются именно так, иногда же – букв. (Бытие 24:48; Второзаконие 8:10; Книга Судей 5:2:9; От Матфея 14:19; От Матфея 15:36; От Матфея 26:26; 1-е Коринфянам 10:16).