Благодарность, благодарить Библейская Энциклопедия Брокгауза

Благодарность, благодарить: 1) в Библии глагол «благодарить» – одно из ключевых слов. Евр корень йдх означает «благодарить», «восхвалять», «превозносить». Греч. глагол эвхаристео связан с важным библ. понятием харис, «милость», «благодать» (ср. хара, «радость»);

2) Б. в Библии – это ответ, который человек должен дать на деяния Бога: на сотворение мира и людей, обеспечение дарами для тела и души (От Матфея 14:19). Человек должен равным образом отвечать Б. и на Господнюю доброту, которая проявляется прежде всего в ⇒ милосердии к грешнику (Псалтирь 105 и др.), внимающему молитве (Псалтирь 41:6) и зову «из глубины» (Псалтирь 129:1), обновляющемся каждое утро (Плач Иеремии 3:23), и на Господень гнев и суд, поскольку они способствуют покаянию (Исаия 12:1). Чем больше человек размышляет над тем, как Бог управляет его жизнью, тем больше он приходит в изумление от мудрых предначертаний Господа, Который думает о нас, Который в Своей заботе благословляет нас (Псалтирь 113:20). От размышления приходят к Б. (Псалтирь 76:6:14). Христианин также размышляет о путях, которыми Бог ведет других людей, поэтому к просьбам за них присоединяется Б. (2-е Коринфянам 1:11; К Ефесянам 1:16; К Филиппийцам 1:3);

3) чувство Б. – это настроение сердца, возникающее из Б. за конкретные дела. Оно приводит человека еще ближе к Господу и открывает ему дверь к тайнам небесного мира (Псалтирь 49:23);

4) укоренив-шаяся в сердце Б. может проявляться в различных формах: насколько многообразны дары и дарования человека, настолько же разнообразны и формы, в которых проявляет себя Б., так что человек участвует в ней всем своим существом: телом, душой и духом (ср. у М.Ринкарта: «Теперь да возблагодарит каждый Господа сердцем, устами и руками!» – Сборник дух. гимнов Евангелич. церкви Германии, гимн 228). Б. проявляется в послушном следовании за Господом (От Иоанна 14:15). Поэтому ⇒ благодарственная жертва – это не нечто особенное, а само собой разумеющееся (От Луки 17:10). Ср. Исход 20:2: Израиль должен соблюдать заповеди, поскольку к этому его обязывает Б. Богу. Вступит. фраза к Десяти заповедям звучит так: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Ни одно деяние Господа не должно оставаться без слова, без благодарного ответа, без жертвы уст (Псалтирь 50:17; Псалтирь 62:4; Осия 14:3), без благодарственной молитвы! Дело и слово Б. – это выступление на стороне того, к кому относится Б. Тем самым тот, кто благодарит, отделяет себя от тех, которые не позволяют призвать себя к Б. (Псалтирь 17:50);

5) существует также возможность ложной Б. При этом основания для Б. ищут в том, что совершили сами, а не в том, что сделал Бог, и Б. уже не является ответом. Такова ложная Б. фарисея в От Луки 18:11. Такая Б. исходит из высокомерного сердца, и ей Бог противится (1-е Петра 5:5). Кто не славит Бога своей Б., тот пренебрегает тем, от Кого он все получил и от Кого он зависит. Кто надменно приписывает дары и способности, которыми наделен, себе, вместо того чтобы с Б. принимать их из рук Божьих (1-е Коринфянам 4:7), тот забывает Бога и пренебрегает Им (Второзаконие 32:6; 2-е Коринфянам 10:17);

6) в Библии выражение Б. часто имеет характер публичной молитвы (От Иоанна 6:23; 2-е Коринфянам 4:15). Уже в ранний период, на рубеже I и II вв., ⇒ Вечеря Господня именовалась Евхаристией, «благодарением». Она связана с ветхозаветной пасх. трапезой, совершавшейся для того, чтобы каждое новое поколение могло вспоминать великое деяние Бога, выведшего Свой народ из Египта (Исход 12 и след.; Второзаконие 6:7:20-25). Так и причащение нового народа Божьего должно напоминать об искупит. деянии Бога во Христе, о страданиях и смерти Господа, и тем самым вся жизнь христианина должна быть «живой жертвой» в Б. за жертву Иисуса (К Римлянам 12:1; 2-е Коринфянам 5:15).