Благоволение, благоволить Библейская Энциклопедия Брокгауза

Благоволение, благоволить

I. Делая ч.-л., человек поступает в соотв. со своим свободным выбором (Иисус Навин 24:15; Есфирь 1:8; Иеремия 40:4; 1-е Коринфянам 7 и след.), он совершает то, что доставляет ему радость или соответствует его желанию (Книга Судей 14:3; Притчи 16:13; Екклесиаст 11:9). Зная, к чему благоволит человек, можно сделать заключение о его сущности; нередко о глубокой развращенности человека свидетельствует то, что он находит удовольствие в мерзостях (Исаия 66:3), грехе (К Римлянам 1:32) и неправде (Деяния 8:1; Деяния 12:3).

II 1) отношения между Богом и человеком определяются тем, насколько человек соответствует тому, чего хочет от него Бог. Господь не благоволит к беззаконию (Псалтирь 5:5), к человеку, не исполняющему свой обет (Екклесиаст 5:3), отвращающемуся от Него (1-е Коринфянам 10 и след.; К Евреям 10:38) или упорствующему в своем неверии (К Евреям 11:6). Господу не угодны жертвоприношения, если они не сопровождаются повиновением (1-я Царств 15:22), любовью (Осия 6:6) и милосердием (От Матфея 9:13). Но Бог не хочет и смерти грешника (Иезекииль 33:11);

2) Бог благоволит ко всем боящимся Его, к уповающим на Его милость (Псалтирь 146:11), к открывающим себя Его праведности (⇒ Справедливость, праведность), Его миру и радости (К Римлянам 14 и след.), просящим Его Б. (Псалтирь 142:10; К Колоссянам 1 и след.). Он дарит мудрость, разум и радость тому, к кому благоволит (Екклесиаст 2:26), Он примиряет с ним его врагов (Притчи 16:7) и внемлет его молитвам (1-е Иоанна 3:22). Христианин, как раб Иисуса Христа, должен стремиться лишь к тому, к чему благоволит Бог (2-е Коринфянам 5:9; К Ефесянам 5:10; К Ефесянам 6:6), он уже не может жить для угождения каким-л. людям (К Галатам 1:10; 1-е Фессалоникийцам 2:4). Но при этом он должен избегать ненужных раздоров (1-е Коринфянам 10 и след.), причем следует иметь в виду, что вера в Бога не отменяет повиновения верующего раба своему господину, но, наоборот, требует его (К Титу 2:9). Павел рассматривает как опасность стремление супругов в браке угождать друг другу больше, чем Богу (1-е Коринфянам 7:32-34). Бог ожидает, что мы принесем Ему в жертву всю нашу жизнь (К Римлянам 12:1). кроме того, как богоугодная жертва принимаются благодарение Господу и восхваление Его (Псалтирь 68 и след.; Псалтирь 118:108; К Евреям 13 и след.), обращение к Господу с сокруш. сердцем (Псалтирь 50:19), а также деятельная любовь к ближнему (К Филиппийцам 4:18; К Евреям 13:16).

III. Посылая в мир Своего Сына, Бог дарует «на земле мир, в человеках благоволение» (От Луки 2:14). Иисус – возлюбленный Сын Божий, к Которому благоволит Его душа; это было предсказано пророком (Исаия 42:1), и Бог подтвердил это при крещении Иисуса (От Матфея 3:17) и перед началом Его страстного пути (От Матфея 17:5). «Богу было благоугодно, чтобы во Христе обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его» (К Колоссянам 1 и след.). Бог открыл тайну Своей воли по Своему Б. (К Ефесянам 1 и след.), по Своему Б. утаив ее от мудрых и разумных и открыв младенцам (1-е Коринфянам 1:21). «Малое стадо», уверовавшее в эту весть, знает, что Царство Небесное дано ему по Божию Б. (От Луки 12:32). Эти люди поняли, что только Божие Б. и милость открыли им глаза на Его Сына (К Галатам 1 и след.) и что Господь производит в них «и хотение и действие» по Своему Б. (К Филиппийцам 2:13; К Евреям 13:21).