Беспорочный (невиновный), безупречный, безукоризненный Библейская Энциклопедия Брокгауза

Беспорочный (невиновный), безупречный, безукоризненный

I. Эти три взаимосвяз. понятия, относящиеся к представлению о ⇒ вине, передаются различными евр. и греч. словами. Они обозначают, что за данным человеком (или же в отношении к.-л. его поступков) нет вины – и, след., нет причины для упрека или укоризны.

II. Если в ВЗ говорится о непорочности человека (Притчи 11:3), то это означает, что он не нарушил заповедей Закона Божьего (Псалтирь 118:9; Притчи 13:6; От Луки 1:6; К Филиппийцам 3:6) или что его действия в определ. ситуации были верными и заслуживают оправдания от Бога (Иов 31:6; Псалтирь 25 и след.,11); Иисус в подобном случае также берет Своих учеников под защиту и называет их невиновными (От Матфея 12:7). Наряду с этим в ВЗ подчеркивается, что ни один человек не может быть совершенно неповинен в очах Бога (Исход 34:7; Иов 9:28).

III 1) в НЗ истолкование заповедей Закона Божьего, которое Иисус дает в ⇒ Нагорной проповеди, показывает, что виновность начинается не с самого акта непослушания, а содержится уже в намерении, в помыслах и чувствах (От Матфея 5:22:28). Осознание необходимости послушания заставляет учеников задаться вопросом: «Кто же может спастись?» (От Матфея 19:25), т.е. оставаться неповинным перед Богом. Смерть как следствие греха имеет власть над теми людьми (К Римлянам 5:12), которые злы по своей сущности (От Матфея 7:11; От Луки 11:13). Их вина усиливается и тем, что они не веруют в Иисуса, в Котором явлена любовь Божья (От Иоанна 16:9);

2) когда в НЗ говорится о безукоризненности и беспорочности (К Филиппийцам 2:15; 1-е Тимофею 5:7), то они не являются результатом усилий самого человека. Невиновен прежде всего тот, чья вина устранена, потому что Иисус понес ее и искупил (Исаия 53:6; От Марка 10:45), и кто принял этот дар верою (К Римлянам 3:22-26). Но это означает не только то, что устраняется прежняя вина, поскольку Иисус принял наказание за нее (Исаия 53:5), но и то, что человеку даруется новая сущность (К Римлянам 7:6; К Ефесянам 2:6). Человек становится новой тварью (2-е Коринфянам 5:17; К Галатам 6:15), сотвор. Богом и способной во Христе к добрым делам (К Ефесянам 2:10). На этом пути он становится непорочным (К Титу 1 и след.; К Ефесянам 1:4), безукоризн. (1-е Фессалоникийцам 2:10; 1-е Фессалоникийцам 5:23), ему больше нет никакого осуждения (К Римлянам 8:1);

3) однако никто не остается неизменно непорочным и безукоризн.; на этой земле все вновь впадают в непослушание и вину (Иакова 3:2). Но Христос остается Ходатаем (1-е Иоанна 2:1), так что посредством исповедания грехов и прощения свыше можно вернуть непорочность (1-е Иоанна 1:9). Если верующие не могут остаться непорочными, несмотря на все их усилия, то Божья милость сохранит их для того, чтобы в решающий час Божьего Суда в день нашего Господа Иисуса Христа им быть непорочными (1-е Коринфянам 1:8; К Филиппийцам 1:6:10; 1-е Фессалоникийцам 3:13; 1-е Фессалоникийцам 5:23), потому что все грехи прощены. Т.о. Христос стремится представить непорочной Свою Церковь (К Ефесянам 5:27; К Колоссянам 1:22), члены которой ⇒ увещеванием и ⇒ воспитанием должны помогать друг другу, чтобы никто не сошел с этого пути (К Евреям 4:1; К Евреям 12:15; К Евреям 13:17);

4) в НЗ особо говорится о непорочности Иисуса, Который по Своей сути был непорочен и безгрешен (К Евреям 7:26; 1-е Петра 1:19), слово Которого было безукоризненно (От Луки 20:26) и в Котором рим. наместник Пилат не нашел никакой вины (От Иоанна 18:38; От Иоанна 19:4:6). Поэтому, как Агнец Божий (От Иоанна 1:29), Он смог понести грехи мира, войдя в истинное святилище Божье как непорочный Первосвященник со Своей собств. кровью (К Евреям 9:11-24).