Безумец, безумие, безрассудный Библейская Энциклопедия Брокгауза

Безумец, безумие, безрассудный: 1) «безрассудный» в Библии – это не обязат. глупец, как и безумие – не признак глупости. (⇒ Глупец, глупый.) Если страх Божий является началом мудрости, то грех и отпадение от Бога являют собой безумие. Всякое безбожие в корне своем – глупость;

2) Лаван, говоря Иакову о его безрассудстве (Бытие 31:28), упрекает его не столько в глупости, сколько в несправедливости. Саул, называя себя безумным, признает свой грех перед Давидом: «Безумно поступал я, и очень много погрешал» (1-я Царств 26:21; см. также 2-я Паралипоменон 16:9; Иов 1:22). Текст Псалтирь 13:1: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» – явно указывает на то, что безумие отождествляется с безбожием. Псалмы называют грешного человека безумным, а его путь – безумием (см., напр., Псалтирь 48:14; Псалтирь 73:18). Безумный, как и неверующий, слеп к делам и творениям Божьим. О греховности, свойств. чел. природе, в Притчах говорится как о его врожд. глупости: «Глупость привязалась к сердцу юноши» (Притчи 22:15; ср. Притчи 5:23; Притчи 8:5; Притчи 10:1:21; Притчи 13:19; Притчи 14:8:24:29; Притчи 15:21; Притчи 19:3). Об этом же говорят Екклесиаст и Пророки (Екклесиаст 9:3; Екклесиаст 10:1:13; Исаия 44:25; Иеремия 4:22; Иеремия 10 и др.);

3) НЗ тоже говорит о том, что грех – это безумие (1-е Тимофею 6:9; 2-е Тимофею 2:23; 2-е Тимофею 3:9; 2-е Петра 2:16). Осуждение лености мышления и необдуманности поступков занимают здесь важное место. Безрассудство приносит несчастье; это касается, напр., человека, строящего свой дом на песке (От Матфея 7:26) и неразумных дев (От Матфея 25 и след.; ср. От Луки 24:25). Впечатляет текст первых трех глав в 1Кор, где противопоставлены мудрость мира и кажущееся безумие вести о кресте. Павел подчеркивает, что Евангелие не подчинено человеч. мудрости и не может быть опровергнуто никакой критикой. Языческие философы могли хвалиться своей мудростью и насмехаться над «безумной» проповедью о Христе. Но то, что безумно для мира, мудро пред Богом (1-е Коринфянам 1:27). В 11-й главе 2Kор Павел называет «неразумием» собств. самопрославление, выражающееся в перечислении своих дарований и заслуг. Он считает, что это само по себе безумие, но в данном случае он говорит о своих заслугах вполне осознанно, чтобы обосновать перед коринфянами свои апостольские полномочия (2-е Коринфянам 11:1:16:17:21:23; ср. 2-е Коринфянам 12:11 и ⇒ Прославление, восхваление).