Бедность, бедный, попечительство о бедных Библейская Энциклопедия Брокгауза

Бедность, бедный, попечительство о бедных

В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Б. рассматривается не как идеал, а как зло, чаще всего как следствие греха (Притчи 6:9-11; Притчи 10:4; Притчи 21 и др.). Идеал же представлен в просьбе Агура: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притчи 30 и след.). Хотя Божьи обетования праотцам (Бытие 13 и след.; Бытие 26:3; Бытие 28 и след.) включают обилие материальных благ, Библия утверждает, что Б. посылается Богом (1-я Царств 2:7), а бедные стали таковыми по воле Бога (Притчи 17:5; Притчи 22:2). Поэтому в Законе, данном через Моисея народу израил., Господь берет бедных под Свою защиту. Так, Он запрещает нарушать права бедных (Исход 23:6) и повелевает отверзать руку для бедных и нищих братьев (Второзаконие 15:11; ср. также установления, относящиеся к ⇒ субботнему году, и такие, как в Левит 19 и след.; Левит 23:22; Второзаконие 23:25 и след.; Второзаконие 24:19-21). Даже в предписаниях, касающихся жертвоприношений, учитывались скромные возможности бедных (ср. Левит 1:14-17; Левит 12:8; Левит 14:21; Левит 27:8). В книге Второзаконие содержится особенно много установлений, относящихся к нуждающимся в помощи, т.е. вдовам и сиротам, чужеземцам и бедным. Но израильтяне не придерживались этих предписаний. В результате отхода израил. общества от патриарх. устоев, особенно ускорившегося во времена Давида и Соломона, а также с появлением урбанистич. культуры возникли противоречия между богатыми и бедными. С особенно острым осуждением богачей-эксплуататоров наряду с прочими пророками от имени Господа выступают Амос, Исаия и Иеремия (Исаия 5:8; Иеремия 34 и след.; Амос 2:6; Амос 3 и след.; Амос 4:1; Амос 5:11). Поскольку не по закону приобретенное богатство не считается знаком Божьего благословения, а зависимость от Божьей поддержки приближает бедных к Господу (т.к. в человеч. дружбе принимается во внимание имущ. положение – Притчи 14:20; Притчи 19:4:7), Б. зачастую становится признаком человека благочестивого (Псалтирь 9 и след.; Притчи 19:1:22; Притчи 28:6) и праведного, которому дано обетование полного утешения и воздаяния за лишения, переносимые на земле ради Господа (Псалтирь 36:1; Псалтирь 71:1; Исаия 29:19).

В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Таков же взгляд на бедных и в НЗ. На примерах и в притчах здесь показано, как близки бедные к Царству Небесному (От Матфея 11:5; От Марка 12 и след.; От Луки 14:13; От Луки 16 и след.). При этом, однако, в НЗ возникает и понятие Б. не материальной, а Б. как простоты, смирения, уничижения. Иисус восхваляет таких бедных как праведников (От Матфея 5:3 «блаженны нищие духом»). Тем не менее, Христос не забывает и о материальной нужде бедных (От Иоанна 13:29), и НЗ призывает всячески о них заботиться. Верующие древней Церкви продавали свое имущество и передавали деньги апостолам для раздачи бедным. Т.о. они осуществляли своего рода социальное обеспечение бедных (Деяния 2:44 и след.; Деяния 4 и след., ср. ⇒ Анания), ставшее необходимым и потому, что некоторые члены молодой христ. общины потеряли работу, поддержку своих семей и были исключены из сферы иуд. благотворительности. Некоторые христиане переселились из Галилеи в Иерусалим, где они остались без средств к существованию. Когда обойденными оказались вдовы грекоязычных христиан (Деяния 6 и след.), церковь избрала семерых своих членов, чтобы осуществляли благотворительное служение внутри самой общины (и по-прежнему проповедовали Евангелие; Деяния 68). Данное служение было поручено людям, исполненным Св. Духа и мудрости, хорошо зарекомендовавшим себя, что говорит о том, как серьезно относились в первонач. церкви к подобной работе. Павел также всегда старался обеспечить бедных иерусалимской церкви за счет пожертвований, собиравшихся в общинах христиан, обращ. из язычников. Призывая верующих коринфской общины к пожертвованиям для церкви в Иерусалиме, он приводит в пример македонцев (2-е Коринфянам 8:1-5), поощряет коринфян указанием на их добродетель и ссылается на Иисуса (Который обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой – 2-е Коринфянам 8:9; см. далее К Римлянам 15:26; К Галатам 2:10; Иакова 2 и след.). Трудно ответить на вопрос, признает ли НЗ за материально бедными известное духовное превосходство. В Библии есть ряд мест, которые, видимо, позволяют ответить на этот вопрос утвердительно (От Матфея 19 и след.; От Луки 1:53; От Луки 6:24; От Луки 12:16-21; От Луки 16 и след., особенно ст. 25; От Луки 18:23; 1-е Тимофею 6:17). При этом следует выяснить, не подразумеваются ли под богатыми те, кто злоупотребляет своим богатством, чтобы подавлять бедных и нуждающихся (Иакова 5:1-6). Однако в указ. местах Библии не проводится такого разграничения. С другой стороны, НЗ не осуждает богатство как таковое. ⇒ Богатство.