Астарта Библейская Энциклопедия Брокгауза

Астарта, Астарты (мн. ч.):

1) в сочетании с Ваалом или Ваалами – общее наименование женского божества у хананеев (Книга Судей 2:13; Книга Судей 10:6; 1-я Царств 7 и след.; 1-я Царств 12:10; 1-я Царств 31:10; 3-я Царств 11:5; 4-я Царств 23:13). Судя по названиям городов, в ⇒ Астарофе и Аштероф-Карнаиме находились святилища А. Еще один храм этой богини был воздвигнут в Беф-Сане (1-я Царств 31:10), и, как полагают, именно его и обнаружили археологи. Как верховное божество финикийцев А., к поклонению которой Соломон был совращен своими женами, Библия называет «божеством Сидонским» (3-я Царств 11:5:33) или презрительно – «мерзостью Сидонской» (4-я Царств 23:13). Хананейской А. соответствует вавил.-ассир. богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее – женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян (1-я Царств 31:10) – как богиню войны. Для объяснения этого противоречия Бёль указывает на двойств. роль, которую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя – как звезда любви. В Вавилоне Иштар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере. В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синод. пер. – «богиня неба»), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии (Иеремия 7:18; Иеремия 44:17-19:25), можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. – об А. В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, которые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города ⇒ Аштероф-Карнаим ­­ «Астарта о двух рогах»). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины (Второзаконие 23:17; 3-я Царств 14:24; ⇒ Блуд, блудница, блудник). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иезекииль 23);

2) [евр. Ашера], богиня, имя которой кроме ВЗ упоминается также в док-тах из архива ⇒ Телль-Амарны, где она названа Абд-Аширта, и в текстах, обнаруж. при раскопках Рас-Шамры (Угарита). По мнению Бёля, Ашират, или Ашерат, была супругой бога Амурру. Предполагается также тесная связь между Ашерой и А., богинями плодородия и любви. В текстах Рас-Шамры Ашерат предстает женой верховного бога по имени Эль, бога солнца, живущего на горе где-то далеко на севере. Ашера обозначается как «владычица моря». Ее называют также Элат (ф-ма ж. р. от Эль). У Эля и Ашеры было 70 общих детей, и среди них Ваал. Т.о., Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение ее идолам проникло также в среду народа Божьего (Книга Судей 3– мн. ч. – МТ: «служили Ашерам»; 3-я Царств 15– МТ: «идол Ашеры»; 4-я Царств 24:4:6:7 – МТ везде: «Ашера»; 2-я Паралипоменон 33– МТ: «сделал Ашеры»; Синод. пер.: «устроил дубравы»). В 3Цар. 18наряду с 450 пророками Ваала упомянуты 400 пророков Ашеры (в Синод. пер. – «пророки дубравные»), которые содержались Иезавелью.

1 Евр слово келев, «пёс», означало также мужчину, занимающегося проституцией. – Прим. пер.