Аравия, аравитяне (арабы) Библейская Энциклопедия Брокгауза

Аравия, аравитяне (арабы). Название А., возможно, происходит от евр. арава ­­ пустыня. Тогда слово «аравитяне» означает «жители пустыни или степи», араб. обозначение саркиюн (ср. «сарацины») означает «жители страны востока».

I 1) едва ли библ. название А. можно отождествить с Аравийским полуо-вом. Иногда под аравитянами здесь подразумеваются жители аравы, т.е. люди пустыни (Иеремия 3:2; Иеремия 9:25), но чаще – племена на севере, в «Каменистой Аравии» и в Аравийской пустыне. Так Птолемей называет сев. области, в отличие от «Счастливой Аравии», как он обозначает страну на побережье – Йемен. Там расположены города и местности ⇒ Хавила, ⇒ Сава, ⇒ Офир, ⇒ Хацармавеф, ⇒ Парваим. Псалтирь 10:6, говоря о дожде из горящих углей, подразумевает самум – обжигающий ветер пустынь, а Исаия, очевидно, имеет в виду мираж в пустыне [араб. сараб; Исаия 35:7], говоря: «И превратится призрак вод в озеро»;

2) Библия знает арабов как кочующие племена семит. происхождения (Бытие 10:21-30), а также как потомков Измаила (Бытие 37:25; Книга Судей 8:24; 1-я Паралипоменон 1:29-33; ср. К Галатам 4:25: Агарь аллегорич. означает гору Синай в А.) и сынов Хеттуры (1-я Паралипоменон 1:32:33). Они обозначаются и как «жители востока» (Книга Судей 6:3; Иов 1:3). Большие племена Arabia Petraea, о которых повествует Библия, – это амаликитяне, эдомитяне, хорреи, измаильтяне, кедмонеи, кенезеи, сыны Кидара, кенеи, мадианитяне, набатеи (⇒ Арета ⇒ Наваиоф);

3) древняя А. славилась обилием благовонных растений, золота и драг. камней. «У неприятелей было много золотых серег, потому что они были Измаильтяне» (Книга Судей 8:24). Царица Савская прибыла к Соломону «с весьма большим богатством» (3-я Царств 10:2). «Все цари Аравийские ... приносили золото и серебро Соломону» – из этого сообщения, однако, не вполне ясно, идет ли речь о подарках или о дани (2-я Паралипоменон 9:14). Иосафату аравитяне пригоняли мелкий скот (2-я Паралипоменон 17:11), их торговые связи простирались до Египта (Бытие 37:25);

4) в полит. отношениях Израиля с А. прежде всего выделяются связи с землей Мадиамской, где в течение 40 лет скрывался Моисей (Исход 2 и след.). Позднее мадианитяне неоднократно вторгались в Израиль, пока Гедеон не избавил от них страну (Книга Судей 68). В царствование Иорама аравитяне разграбили Иерусалим (2-я Паралипоменон 21 и след.), позднее их разбил Озия (2-я Паралипоменон 26:7). В предсказаниях пророков также упоминается земля Мадиамская и Кидар (Исаия 21:13-17; Иеремия 49:28-33; Аввакум 3:7). Поход Навуходоносора против арабов датирован в вавил. летописи 599 г. до Р.Х.

II. В НЗ упоминаются аравитяне среди прибывших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (Деяния 2:11). Они, по-видимому, были иудеями из существовавшего в то время царства набатеев, возникшего на месте перс. провинции А. У набатеев побывал Павел, которому в Дамаске пришлось иметь дело с наместником ⇒ Ареты (2-е Коринфянам 11:32; К Галатам 1:17).

III. Антагонизм между евреями и арабами, исчезнувший после разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х., возродился в полит., религ. и воен. обл. в XX в., после первой мировой войны, а более всего – с момента основания государства Израиль, что вновь делает актуальными сведения и пророчества ВЗ.

IV. Богатство культуры арабов, их литературы и иск-ва достойно глубокого изучения. Это полезно и изучающим ВЗ. Рассказы бедуинов помогают почувствовать атмосферу, в которой возник ВЗ. Араб. язык также включен в качестве одной из дисциплин в науку о ВЗ.