Апостол Библейская Энциклопедия Брокгауза

Апостол

ПОНЯТИЕ

Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает ⇒ посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении «посланник» (3-я Царств 14:6), «посол» (Исаия 18:2). НЗ называет А. полномочного посланника, которому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. – это ⇒ ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) – это свидетель (⇒ Свидетель, II) Воскресшего (Деяния 1 и след.; ср. 1-е Коринфянам 15 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.:

1) А. (в Синод. пер. – «посланник») – лицо, подвластное пославшему его господину (От Иоанна 13:16);

2) А. как посланцы церквей (2-е Коринфянам 8:23 – в Синод. пер. – «посланники»; Епафродит: К Филиппийцам 2:25 – в Синод. пер. – «посланник»; ⇒ Андроник и Юния: К Римлянам 16:7);

3) А. как миссионеры (­ посланники) древнего христианства (Деяния 14:14: «Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем...»);

4) те двенадцать, которых Иисус назвал А. (От Марка 3 и след. – см. греч. текст; От Луки 6:13);

5) Сам Иисус в Евр. 3назван А. (в Синод. пер. – «Посланником») и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса ⇒ Иисус Христос);

6) существует и понятие «лжеапостолы» (А. – лжецы: Откровение 2:2), лжеучителя, которых Павел иронически называет «высшими Апостолами» (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание «чрезвычайные А.») (2-е Коринфянам 11:5; 2-е Коринфянам 12:11), которые в действительности являются обманщиками (2-е Коринфянам 11:13). ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

А. ИХ ИМЕНА

Именование «А.» для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса (От Луки 6:13).

1–4: две пары братьев (От Матфея 4:18-22; От Матфея 10:2; От Марка 1:16-20; От Марка 3:16-18; От Луки 6:14):

1) Симон, сын Ионин, прозвище ⇒ Петр [греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. «камень» (От Иоанна 1:42)];

2) Брат Симона ⇒ Андрей (От Иоанна 1:42);

3) ⇒ Иаков, сын Зеведеев (От Марка 1:19);

4) Брат Иакова ⇒ Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения); оба сына Зеведеевы, согл. От Марка 3:17, были наречены также (может быть, под влиянием От Луки 9:54) ⇒ Воанергес, т.е. «сыны громовы»;

5) Филипп (От Матфея 10:3, не путать с диаконом Филиппом: Деяния 6:5; Деяния 8 и след.);

6) ⇒ Варфоломей ­­ Нафанаил (От Матфея 10:3; От Иоанна 1:43-51);

7) ⇒ Фома (От Иоанна 20:24-29);

8) ⇒ Матфей, мытарь (От Матфея 9:9), он же Левий (От Луки 5:27);

9) ⇒ Иаков, сын Алфеев (От Матфея 10:3);

10) ⇒ Фаддей ­­ ⇒ Иуда, сын Иакова (От Матфея 10:3 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; От Луки 6:16; От Иоанна 14:22; Деяния 1:13);

11) ⇒ Симон Кананит, или ⇒ Зилот, т.е. «ревнитель» (От Матфея 10:4; От Луки 6:15);

12) ⇒ Иуда Искариот, т.е. «человек из Кариота», предатель (От Матфея 26:14-16; От Марка 14 и след.; От Луки 22:3-6; От Иоанна 13:21-30); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. ⇒ Матфий (Деяния 1:15-26).

В НЗ приведены четыре списка А. (От Матфея 10:2-4; От Марка 3:16-19; От Луки 6:14-16; Деяния 1:13). Нижеслед. сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. в различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:

От Матфея 10 и след.

Симон

Андрей

Иаков

Иоанн

Филипп

Варфоломей

Фома

Матфей

Иаков

Фаддей

Симон

Иуда Искариот

От Марка 3 и след.

Симон

Иаков

Иоанн

Андрей

Филипп

Варфоломей

Матфей

Фома

Иаков

Фаддей

Симон

Иуда Искариот

От Луки 6 и след.

Симон

Андрей

Иаков

Иоанн

Филипп

Варфоломей

Матфей

Фома

Иаков

Симон

Иуда

Иуда Искариот

Деян.

Петр

Иоанн

Иаков

Андрей

Филипп

Фома

Варфоломей

Матфей

Симон

Иуда

Иуда Искариот

Иаков

Ин.

Андрей

Симон

Сыны Зеведеевы

Филипп

Нафанаил

Иуда

Искариот

Фома

Б. ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ

Во время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился, проповедуя, уча и исцеляя (От Матфея 4:23; От Матфея 9:35), к распространению Царства Божиего. В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных А., и дал им наставления. При жизни Иисус призвал множество учеников: существовал круг пятисот (1-е Коринфянам 15:6), круг семидесяти (От Луки 10:1), круг двенадцати, а среди этих двенадцати – три самых близких ученика: Петр, Иаков и Иоанн. В собств. смысле слова только эти двенадцать были учениками [греч. матетай], которые сплотились вокруг своего Равви (От Иоанна 1:38), чтобы жить вместе с Ним. С тремя из них у Него были особенно доверит. отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (От Марка 5:37), на горе Преображения (От Матфея 17:1) и в Гефсиманском саду (От Матфея 26:37). Но и среди этих трех Петр (От Матфея 16:13-20) и Иоанн (От Иоанна 13:23; От Иоанна 19 и след.) занимали особое положение. Как и когда Иисус призвал этих двенадцать – в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены: подробная история призвания в изложении Иоанна, позволяющая предположить, что это рассказ очевидца, который не может забыть первой встречи с Иисусом (От Иоанна 1:35-51, прежде всего От Иоанна 1:39); рассказ о том, как был призван Петр, ловивший рыбу (От Луки 5:1-11), а также краткие истории призвания других А. (От Матфея 4:18-22; От Марка 3:13-19 и От Луки 6:12-16). Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (От Луки 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца. О том, что происходило в сердцах А. в момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, напр. истории призвания Петра. Попав под власть речей (От Луки 5 и след.), повелений и действий Иисуса, он видит перед собой живого Сына Божьего и осознает себя грешником. Прощающие слова Иисуса превращают его в нового человека, дарят ему новую жизнь, которая теперь будет проходить не под знаком своего «я», а под руководством Иисуса Христа. Благодарность за спасение от смерти (От Иоанна 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (От Луки 5:10:11): он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, т.к. не может молчать об этом (Деяния 4:20). Всякое призвание является следствием встречи с Сыном Божьим: обычные, не склонные к религ. фанатизму люди, оставляют все, что у них было, чтобы следовать за Ним (От Матфея 4:18-22; От Луки 5:11; От Иоанна 1:43-45). Двенадцать А. последовали за Христом не потому, что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.

В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВ

Однажды призванные следовать за Христом, А. становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников (От Матфея 10 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела – проповедь, благовествование и исцеление – преумножались и приносили плоды (От Матфея 13:23; От Иоанна 15:2:5:8).

Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА

Несмотря на то, что А. постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (От Марка 10:35-40; От Луки 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра (От Марка 8:27-30) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (От Марка 7:36). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (От Марка 8 и след.; От Марка 9 и след.; От Марка 10 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (От Матфея 16:22; От Луки 24 и след.; От Иоанна 2:22; От Иоанна 16:12; От Иоанна 20:9). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (От Матфея 15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (От Луки 17:5; ср. От Матфея 17:20).

Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВ

А. не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников «по два» (От Луки 10:1; ср. также Деяния 1:13), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2-е Коринфянам 2 и след.).

E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

1) в Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность: Петр отрекся от Сына Человеческого (От Матфея 26:69-75), Иуда предал Его (От Матфея 26:14-16; От Матфея 27:3-10), а другие А. бежали (От Матфея 26:56). В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с Мк. 14по От Марка 16:7). В этой ситуации свидетелями выступают женщины. В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит А. из состояния нерешительности (От Иоанна 20:19) и подводит к радостной вере (От Иоанна 20:20), перерастающей в полную убежденность (1-е Иоанна 5:4). Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручение принять и продолжить Его дело (От Иоанна 20 и след.), т.е. проповедь Царства Божиего (От Матфея 24:14; Деяния 1:3:8). Воскресший Иисус дает А. обетование пребывать с ними Своим Духом (От Матфея 28:20; От Иоанна 14:16). Торжественно повторяется и особое поручение ⇒ Петру (От Матфея 16:16-19 и От Иоанна 21:15-19). Можно с уверенностью утверждать, что понятие А. «получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи» (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5). Петр определяет А. как человека «из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деяния 1 и след.). После воскресения поручение, которое было дано воскресшим Иисусом А., утрачивает все пространств. и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли (Деяния 1:8) и во все дни до скончания века (От Матфея 28:18-20);

2) но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие А. переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса – Иакова, который тоже назван А. (К Галатам 1:19);

3) А. были руководителями древней Церкви. Среди церк. служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место (1-е Коринфянам 12:28; К Ефесянам 4:11). После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на земле (Деяния 1:3), и поэтому круг А. не расширяется. Из этого правила есть только одно исключение – Павел (1-е Коринфянам 15:8). По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате которой гонитель христиан Савл стал «избранным сосудом» в руках Иисуса (Деяния 9:15). Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии (1-е Коринфянам 15:10; К Галатам 1:8:15 и след.), хотя его всегда заботит не собственная значимость, а важность дела (1-е Коринфянам 3:5). Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений (Деяния 15 и след.; Деяния 16:3; Деяния 21 и след.; К Галатам 2 и след.). ⇒ Апостольский собор.

АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬ

Время А. давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее канонич. значение. Свидет-во А. сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан НЗ. В процессе отбора, который в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим. Благодаря А. была основана Церковь (Деяния 2 и след.). Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидетельству А., которых не могли сдержать ни угрозы (Деяния 4:17:20), ни преследования (Деяния 12:1 и след.). Стремление А. к проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2-е Коринфянам 11:23-28). Их свидетельства зависели не от уровня их образованности (Деяния 4:13; 2-е Коринфянам 11:6), а от того огня, который горел в их сердцах (От Луки 12:49; От Луки 24:32; Деяния 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Деяния 4:1-4; ср. также 2-е Коринфянам 13:8). Ничто не могло остановить А. в их стремлении выполнить поручение Учителя: «Итак идите, сделайте все народы учениками и крестите их» (От Матфея 28:19, досл. перевод греч. текста). Именно поэтому их слово обладало силой, определяющей и приводящей в движение историю (К Римлянам 1:16). Так, их свидетельство «о великих делах Божиих» (Деяния 2:11) и «учение Апостолов» (Деяния 2:42) стали фундаментом, на котором воздвигнуто здание Церкви: все вводимые в это здание (К Ефесянам 3:6) оказываются «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (К Ефесянам 2 и след.). ⇒ Священное Писание (II,В-Г) ⇒ Евангелие от Матфея (I,2).