Аморреи Библейская Энциклопедия Брокгауза

Аморреи (значение связано с аккад. амурру, «запад»). А., согл. Бытие 10:15:16, происходят от Ханаана, сына Хама. Этот народ сыграл значит. роль в истории, далеко выходящую за пределы той области Сирии и Палестины, которую вавилоняне в III тысячел. обозначали как «землю А.». В Библии говорится, что во времена Авраама А. жили зап. Мертвого моря – в ⇒ Хевроне (Бытие 14:13; ср. Бытие 13:18) и ⇒ Хацацон-Фамаре (Енгедди) (Бытие 14:7 и 2-я Паралипоменон 20:2). Они были одним из семи народов, земли которых Господь обещал Израилю (Бытие 15:21; Второзаконие 7:1) и которых Израиль должен был предать заклятию (Второзаконие 20:17), когда наполнится «мера беззаконий Аморреев» (Бытие 15:16). А., как название самого сильного из хананейских народов, может обозначать и все доизраил. население Ханаана, особенно, когда речь идет о языч. идолопоклонстве (Бытие 15:16; Иисус Навин 24:15; Книга Судей 6:10; 3-я Царств 21:26). А. основали первую цар. династию Вавилона, самым знаменитым представителем которой был Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.), считающийся создателем известнейшего собрания др.-вост. правовых норм (законов Хаммурапи). В ту же эпоху существовало другое аморрейское царство – Мари на среднем Евфрате, где в результате раскопок был обнаружен цар. архив (прим. 20 тыс. глиняных табличек). Эти послания из архива ⇒ Мари в определ. степени способствовали лучшему пониманию библ. данных, относящихся к временам патриархов. Царство Амурру в Палестине-Финикии упоминается в егип. док-ах из архива ⇒ Телль-Амарны. Когда израильтяне пришли на вост. берег Иордана, они столкнулись там с двумя царствами А.: с гос-вом есевонского царя ⇒ Сигона, располагавшимся на отнятых у моавитян и аммонитян землях между Арноном и Иавоком, Иорданом и пустыней, и с гос-вом васанского царя Ога, занимавшим тер. от Иавока до Ермона. Оба царя потерпели поражение, их земли были завоеваны евреями (Числа 21:21-35; Второзаконие 2:24Второзаконие 3:11). После переправы через Иордан и захвата Гая Иисус Навин победил пять аморрейских царей: иерусалимского, хевронского, иармуфского, лахисского и еглонского (Иисус Навин 10). А. были также в числе врагов израильтян, разбитых Иисусом Навином при водах меромских (Иисус Навин 11:1-14). В покаянной проповеди Амоса Бог ставит в упрек израильтянам, что ради них Он истребил «Аморрея, которого высота была, как высота кедра ... Я истребил плод его вверху и корни его внизу» (Амос 2:9). Но, несмотря на эти победы, остаток А. продолжал жить среди израильтян (Книга Судей 1:35; Книга Судей 3:5; 2-я Царств 21:2). Во времена Самуила в отношениях с А. царит мир (1-я Царств 7:14). Впоследствии Соломон превратил уцелевших А. вместе с остатками прочих хананейских народов в оброчных работников (3-я Царств 9 и след.; 2-я Паралипоменон 8 и след.). Даже во времена Ездры еще упоминаются женитьбы евреев на аморрейских женщинах (1Езд. 9:1). У Иезекииля так сказано о Иерусалиме: «...отец твой – Аморрей, и мать твоя – Хеттеянка» (Иезекииль 16:3).