Ад, преисподняя Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ад, преисподняя

I. В Синод. пер. ВЗ словами «ад» и «преисподняя» переведено евр. слово шеол (3-я Царств 2:6; Иов 26:6; Псалтирь 15– «царство мертвых»; Иов 24– «смерть»), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Два последних и некоторые другие слова (напр., ⇒ Аваддон) встречаются в тех греч. текстах, где речь идет о царстве мертвых, в котором умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откровение 20 и след.).

II 1) слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, А. и преисподняя – понятия тождественные (Исаия 38:18; Осия 13:14; Откровение 1:18; Откровение 6:8; Откровение 20:13 и след.). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Иов 7:9; Псалтирь 62:10; Исаия 14:15; Иезекииль 32:18). Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир (Числа 16:30:33), а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1-я Царств 28:15, евр. глагол ала означает движение вверх). В НЗ также говорится о том, что Христос «нисходил прежде в преисподние места земли» (К Ефесянам 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1-е Петра 3:19; 1-е Петра 4:6). Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу (Бытие 37:35; Бытие 42:38; 3-я Царств 2:6; Иов 17:13-16), четкого разграничения с понятием «царство мертвых» здесь не существует. В шеоле нет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10); мертвые молчат (Псалтирь 30:18) и не славят Господа (Псалтирь 6:6; Псалтирь 113:25; Исаия 38:18). Шеол – это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует (Исаия 14 и след.). В царстве мертвых пребывают не только грешники (Числа 16:33; Иов 24:19; Псалтирь 9:18; Псалтирь 48:14 и след.), но и праведники (Исаия 38:10), ожидающие Божьей помощи и новой жизни (1-я Царств 2:6; Псалтирь 15:10; Псалтирь 48:16; ср. Псалтирь 72:24; Даниил 12 ⇒ Воскресение, II,АБ), ибо и шеол открыт для Бога (Иов 26:6; Притчи 15:11; Амос 9:2), Господь присутствует и там (Псалтирь 138:8). Только в От Луки 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных «великой пропастью», что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга. В Ев. от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают;

2) победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении (Деяния 2:27:31), распространяется и на подземный мир: Христос – Господь живых и мертвых (К Римлянам 14:9), Он владеет ключами А. и смерти (Откровение 1:18). Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1-е Петра 3:19; 1-е Петра 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (От Луки 23:43). Врата А. не одолеют Церкви Христовой (От Матфея 16:18), и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом (К Филиппийцам 1:23). Смерть попрана победой Христа (1-е Коринфянам 15:55:57). В конце времен после всеобщего ⇒ воскресения царство мертвых опустеет (Откровение 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в «озере огненном» (Откровение 21:8).

III. Об огненном А. (греч. слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит как о месте наказания осужденных Богом грешников (От Матфея 5:22:29 и след.; От Матфея 10:28; 23:15–33; А. может быть обозначен и как тьма, От Матфея 8:12; От Матфея 22:13; От Матфея 25:30). А. – это «печь огненная», где будет «плач и скрежет зубов» (От Матфея 13:42:50), это неугасимый, вечный огонь (От Матфея 3:12; От Матфея 18:8), где «червь их не умирает и огонь не угасает» (От Марка 9:47 и след.; ср. Исаия 66:24), это «мука вечная» (От Матфея 25:46). Огонь А. предназначен также в наказание ⇒ дьяволу и его ангелам (ср. Откровение 19:20; Откровение 20:10:15). Но в Библии нет указаний на А. как на царство, где властвует сатана (ср. К Ефесянам 2:2; К Ефесянам 6:12). Трудно говорить о том, каковы временный границы адских мук. В библ. контексте А. связан с окончат. приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Даниил 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.