Авиафар (Эвиафар) Библейская Энциклопедия Брокгауза

Авиафар (Эвиафар) [евр. Эвьятар, «отец изобилия» ], сын Ахимелеха, священник из потомков Илия. Когда Саул приказал Доику истребить священников в Номве, А. оказался единств., кому удалось спастись. Он бежал к Давиду, взяв с собой и ефод (1-я Царств 22:20; 1-я Царств 23:6). С помощью этого ефода Давид неоднократно узнавал волю Господа (1-я Царств 23:9-12; 1-я Царств 30 и след.). После воцарения Давида А., происходивший от Ифамара, младшего сына Аарона, и назнач. Саулом Садок, потомок Аарона по линии его старшего сына Елеазара (1-я Паралипоменон 24:3), делили сан первосвященника (2-я Царств 15:24:35; 1-я Паралипоменон 15:11; 3-я Царств 4:4). А., всю жизнь хранивший верность Давиду, включая и время восстания Авессалома, все же перешел вместе с Иоавом на сторону старшего цар. сына Адонии (исходя из древнего представления о престолонаследии, согл. которому преимущ. право сохраняется за первородным сыном). Адония восстал против престолонаследия Соломона (3-я Царств 1:7). Когда после смерти Давида Адония вновь попытался заявить свои права на престол (3-я Царств 2:22), Соломон положил конец этому заговору. А., как священнику Давида и его соратнику, единств. из заговорщиков сохранили жизнь, но сослали в Анафоф. В результате этого он и его сыновья потеряли право на сан первосвященника (ст. 26 и след.), которое теперь полностью перешло к Садоку, сохранившему верность Соломону. Так исполняется слово Божьего суда над домом Илия (1-я Царств 2:27-36). Однако в ряде мест (2-я Царств 8:17; 1-я Паралипоменон 18:16; 1-я Паралипоменон 24:3:6:31) вместо А. священником, наряду с Садоком, назван его сын Ахимелех (Авимелех). Эта замена могла быть связана с тем, что А. принял сторону Адонии в борьбе за престолонаследие после смерти Давида. Возможно, А. (или его сын Ионафан) был автором или поручителем истории Давида, излож. во 2-й и 3-й книгах Царств. Полагают также, что пр. Иеремия мог быть потомком А., сосланного в Анафоф (Иеремия 1:1).