Жребий Библейская энциклопедия

Жребий. Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Притчи 16:9,33) и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось, напр., который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Левит 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12 коленами, и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Числа 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Иисус Навин 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как, напр., Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Иисус Навин 7:1,14 Пар. XIV, 42, Иона 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1-я Паралипоменон 24:5,8,25), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1-я Царств 10:19-21). Он решал также спорные дела. В полу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его – от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными (Притчи 16:9,18,19,33). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому, явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя, вероятно, только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деяния 1:15-26). Аман назначил день для истребления иудеев также жребием (Есфирь 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (XXVII, 35). Как бросались или вынимались жребии, Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в полу (одежды), но слово в полу может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой-либо сосуд бросались игральные кости, затем его трясли и выкидывали ту или другую из них.