Земледелие Библейская энциклопедия

Земледелие (2 Мак. X2, 1, Бытие 26:12 и др.). Из самой глубокой древности земледелие считалось одной из главнейших отраслей человеческой деятельности. Еще в саду Эдемском земледелие было возложено как обязанность на наших первых прародителей (Бытие 2:3,15,17). Старший сын Адама, Каин, был земледелец (IV, 2). Ной после потопа занимался земледелием, и все патриархи, при пастушеской жизни своей, не пренебрегали оным (Бытие 26:14, Иов 1:3,15). Вообще земледелие у евреев пользовалось всеобщим уважением, и его не чуждались даже люди богатые и знатные. Примеры сего видим в Воозе, Гедеоне, Сауле, пр. Елисее и др. (Книга Судей 6:1,11 Цар. XI, 5, III Цар. XIX, 19). Моисей, который был обучен всей премудрости египетской (Деяния 7:22), давал земледелию очень важное значение в земле Иудейской, и по занятии израильтянами Земли Обетованной земледелие сделалось одним из оснований закона Моисеева. Земля принадлежала Иегове. Моя есть земля, говорит сам Бог о Себе (Левит 25:23), и, даруя ее Своему народу, Он повелел равномерно разделить ее по числу имен лиц мужского пола. Сообразно с этим при Иисусе Навине земля и была разделена на участки, и каждый по особому размежеванию получил известный участок (Нав. XXVII, 5, Амос 7:17 и др.). Земля Обетованная была весьма плодородна, и земледельческий труд вознаграждался щедро; требовалось только достаточное орошение. Для этого кроме источников и ручьев служили обычные в Палестине осенние и весенние дожди и обильная роса с неба, которые были высоко ценимы, как величайшее благодеяние Божие (Второзаконие 8:2,7,10-15 и др.); не пренебрегали, впрочем, и искусственными средствами для улучшения и удобрения почвы: очищали поля от камней (Ос. ХII, 11), от сорных трав (Притчи 24:22,30,31), устрояли различные каналы и проводили воду в поля (Псалтирь 1:3, Притчи 21:1), удобряли почву сожжением на ней соломы, мякины и т. п. и покрывали ее навозом (Исаия 25:10, Псалтирь 50:1-21 ХХХII, 11, От Луки 14:35). Земледельческими орудиями служили: плуг, борона, рожон, лопата или заступ (см. кажд. под его собственным названием: Плуг, Борона и т. д.). Животными, человеку помогавшими при земледельческих работах, были следующие: вол, корова и осел. Семена или зерна, употреблявшиеся для посева, преимущественно были: пшеница, просо, полба, ячмень (Иов 31:40, Исаия 28:25, Иезекииль 4:9). Земледельческие работы начинались в конце октября или в ноябре и продолжались до половины февраля. Сеять начинали после праздника Кущей, при первом осеннем или раннем дожде. Перед посевом поле вспахивалось, и паханье производилось плугом (От Луки 9:62), при этом ярмо возлагалось на шею животного и прикреплялось к плугу, отчего ярмо всегда служило образом рабства, ига, неволи и т. п. (Иеремия 2:2,20,27, Осия 10:11, Наум 1:13, К Галатам 5:1). Из сего можно видеть, что вспахивание земли у евреев было не сложно и что достаточно было даже одного вола для упряжки в плуг. Засевание поля различными семенами было запрещено законом (Второзаконие 22:9). Порядок в засевании полей ясно сказывается у пр. Исаии (ХХVIII, 24, 28). Засеянные поля охранялись караульщиками или сторожами (Иов 27:18), которые помещались в нарочно устроенных для сего шалашах. Впрочем, закон предоставлял право прохожим срывать колосья, но употребление серпа при сем не дозволялось (Втор. ХХIII, 25, От Матфея 12:1). Кроме того, каждые 3 года вносилась с полевых произведений десятая часть в пользу бедных (Второзаконие 14:28, Ам. XIV, 4 и др.). Первый сноп жатвы, начинавшейся обыкновенно во второй день Пасхи (16 апреля), приносили пред Господом (Лев. ХХIII, 10–14). Таким образом, от посева, т. е. с декабря, до жатвы проходило около 4 месяцев (От Иоанна 4:35), а самая жатва продолжалась обыкновенно 7 недель, т. е. от Пасхи до Пятидесятницы (Второзаконие 16:9). Время жатвы, особенно при обильном урожае, проводилось очень весело. Жницы пели песни, веселились и радовались (Исаия 9:3, Пс. СХХV, 6). Сжатые колосья клали на землю, потом сгребали руками и связывали в снопы веревками; затем снопы сносились в скирды (Пс. СХХVIII, 7, Бытие 37:7 и др.), после чего их свозили на телегах на гумно и складывали в кучу (Михей 4:12, Иов 5:2 6). Забытый в поле сноп оставался в пользу бедных (Второзаконие 24:19). Гумно, находившееся обыкновенно на самом поле, на пригорках для стока воды, представляло собой круглую площадку без стен и крыши, только со всех сторон его окружала невысокая ограда, сложенная из мелких камней, чтобы зерна не попадали на сторону; земля на нем выравнивалась и крепко убивалась (Книга Судей 6:1-40 37, Руфь 3:8). Первобытный способ молочения большей частью состоял в выколачивании или вытаптывании зерен ногами волов и лошадей (Книга Судей 7:11, Руфь 2:17); впрочем, для сего употреблялись и так называемые зубчатые молотильные доски и железные молотилки, которыми пользовались и для наказания (Книга Судей 8:2,7 Цар. ХII, 31 и др.). Легкие зерна молотились палкой (Ис. ХХVIII, 27). После молотьбы, для очищения зерен от соломы и мякины, их веяли вилами или лопатами, бросая вверх при легком ветре (Исаия 30:24, Иеремия 4:11, От Матфея 3:12 и др.), а затем пшеницу убирали в житницы, а солому сжигали огнем. Лопата Его (которой веют хлеб) в руке Его, говорил Иоанн Креститель о грядущем Мессии, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (От Матфея 3:12, От Луки 3:17).