Захария Библейская энциклопедия

Захария (воспомянутый Господом) – имя многих лиц, упоминаемых в Библии, а именно:

1) (1-я Паралипоменон 5:7) – один из вождей колена Рувимова, при отведении его в плен Феглаффелласаром, ц. ассирийским.

2) (1-я Паралипоменон 9:21) – сын Мешелемии, один из привратников у дверей Скинии собрания, во времена Давида.

3) (1-я Паралипоменон 9:37) – один из сынов Иеиля, отца гаваонитян, предка Саулова, из колена Вениаминова, жившего в Гаваоне.

4), 5) (1-я Паралипоменон 15:15,20,24) – один из левитов и один из священников, игравших на псалтирях тонким гласом и трубах при торжестве перенесения Ковчега Завета из дома Аведдара.

6) (1-я Паралипоменон 24:25) – левит, сын Ишшии, из рода Озиила, сына Каафы.

7) (1-я Паралипоменон 26:2) – левит, из рода Мерари, сын Хосы.

8) (1-я Паралипоменон 27:21) – отец Иддо, вождь полуколена Манассиина, в Галааде, во времена Давида.

9) (2-я Паралипоменон 17:7) – из князей, поставленных ц. Иосафатом для наставления народа в Законе Господнем.

10) (2-я Паралипоменон 20:14) – отец Иозиила, левит из потомков Асафовых.

11) (2-я Паралипоменон 21:2) – один из сынов Иосафата, ц. иудейского.

12) (2-я Паралипоменон 24:20,22) – сын Иодая, священника в царствование Иоаса, ц. иудейского. Вдохновенный духом Божиим, он выступил на возвышение пред народом и грозно обличал царя и народ за то, что они отступили от Господа и предались идолопоклонству. Такое смелое порицание навлекло на Захарию сильный гнев Иоаса и его вельмож, и вот, по приказанию царя, которому отец Захарии, Иодай, оказал даже благодеяние, доставивши престол, он был побит камнями во дворе Дома Господня. Последними словами Захарии были следующие: да видит Господь и да взыщет.

13) (2-я Паралипоменон 26:5) – муж, живший в царствование Озии, ц. иудейского; в кн. Парал. о нем говорится, что он поучал страху Божию и, очевидно, пользовался особенной доверенностью царя, потому что Озия, по словам той же книги, во дни Захарии прибегал к Господу Богу.

14) (2-я Паралипоменон 29:1) – отец Авии, жены нечестивого Ахаза и матери благочестивого царя Езекии.

15) (2-я Паралипоменон 29:13) – из сынов Асафовых, в царствование Езекии, помогавший в очищении храма Иерусалимского.

16) (2-я Паралипоменон 34:12) – один из прозорливцев во дни царя Иосии, надзиравший над работами по исправлению Дома Божия.

17) (2-я Паралипоменон 35:8) – один из начальствующих в Доме Божием, распределявших между священниками и народом все потребное для великой жертвы пасхальной во дни царя Иосии. Быть может, он есть то самое лицо, что обозначено нами под № 16.

18) (Ездра 8:11) – глава сынов Бевая, возвратившийся с Ездрой из Вавилона с 28 лицами мужского пола.

19) (Ездра 8:3) – глава сынов Пароша, при возвращении из плена.

20) (Ездра 8:16) – один из главных в народе, с которыми советовался Ездра близ р. Агавы относительно возвращения второй части народа, священников и пр. из страны плена.

21) (Ездра 10:26) – из сынов Елама, отпустивший по приказанию Ездры свою жену-иноплеменницу по возвращении из плена.

22) (Неемия 8:4) – одно из лиц, стоявших по левую сторону Ездры, когда он объяснял народу Закон Божий, и, вероятно, тождественное с лицом, упомянутым в I кн. Ездры (VIII, 16).

23) (Неемия 9:4) – предок Афаии, один из сынов Иудиных, живший по возвращении из плена в Иерусалиме.

24) (Неемия 11:5) – предок Маасии, также, подобно предыдущему лицу, оставшийся на жительство в Иерусалиме.

25) (Неемия 11:12) – предок Адаии.

26) (Неемия 12:16) – священник, бывший главой поколения Иддо во времена Иоакима.

27) (Неемия 12:35,41) – один из священников с трубами, присутствовавших при торжестве освящения стены Иерусалимской по возвращении из плена.

28) (Исаия 8:2) – сын Варахиин, сопровождавший пр. Исаию к пророчице при рождении от нее символического или таинственного сына: Магер-шелал-хаш-баз (т. е. спешит грабеж, ускоряет добыча).

29) (2 Езд. 1, 15) – здесь под Захарией разумеется известный певец Есман, во времена Давида бывший в числе трех главных певцов.

30) (IV Цар. XIV, 29, XV, 8, 12) – сын Иеровоама II, царя израильского. Точное время вступления его на престол израильский неизвестно. Захария царствовал в смутное время и после шестимесячного царствования был убит Селлумом, сыном Иависа, составившим против него заговор и воцарившимся вместо него. Образ его жизни и царствования свящ. писатель характеризует следующими общими, но в то же время нелестными словами: Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех (IV Цар. XV, 9). Думают, что пророчество Осии (VII, 5, 7) указывает на то, каким образом был приведен в исполнение заговор Селлума на низложение и жизнь Захарии.

31) (От Луки 1:5) – Захария – отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии, содержится в I главе Евангелия от Луки. Он был священником из Алиевой чреды и мужем Елизаветы, родственницы Пресв. Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. Оба они были праведны пред Богом, но не имели детей и находились в летах уже преклонных. Во время отправления чередной службы в храме, когда Захария вошел в святилище для каждения, ему явился архангел Гавриил и возвестил о рождении у него сына Иоанна, который будет велик пред Господом, будет Предтечей Мессии, чтоб уготовить путь Его. Это великое благовестие смутило Захарию; он пожелал удостоверения, и вот, в наказание за маловерие, Господь дал ему такое знамение истины благовестия, что он будет нем и не будет в состоянии говорить до того дня, как сбудется благовестие. Обещанный сын родился, и, когда в восьмой день, по случаю обрезания младенца, присутствовавшие обратились к Захарии с вопросом – как бы он хотел назвать его, Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн – имя его, и в это время вдруг отверзлись уста его, и он исполнился Духа Святого и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было уже пророка во Израиле. Первым предметом пророческой речи его была высокая, благодарственная песнь Богу (От Луки 1:68-79), в которой воспел он не только высокое и исключительное положение Иоанна Крестителя пред прочими, но и неизреченные блага пришествия в мир Мессии, главнейшего предмета всеобщих ожиданий во Израиле. О дальнейшей жизни и смерти Захарии не сохранилось никаких положительных сведений.

32) Захария, сын Варахиин, упоминаемый Спасителем в Евангелии в грознообличительной речи против книжников и фарисеев (От Матфея 23:35, От Луки 11:51). Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, говорил Спаситель, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Много было различных объяснений относительно упоминаемого здесь лица. Некоторые думали, что здесь разумеется Захария – отец Иоанна Крестителя, будто бы убитый по приказанию Ирода, другие полагают, что это был Захария Варахиин, один из 12 меньших пророков; но с большей вероятностью полагают, что здесь упоминается Захария, сын Иодая, по повелению ц. Иоаса побитый камнями во дворе Дома Господня (2-я Паралипоменон 24:20-22). Так как второй книгой Паралипоменон, в которой повествуется об умерщвлении Захарии, заключается еврейский канон, то это убийство было последним убийством праведных людей, о котором говорится в Библии, подобно тому как убийство Авеля было первое из них. Правда, Захария книгой Парал. называется сыном Иодая, а не Варахии, но это, может быть, было другое имя Иодая, или же Иодай был дед, а Варахия – отец.

33) (1 Мак. 5, 18) – отец Иосифа, военачальника в 1-й год Маккавейской войны.

34) (Захария 1:1) – один из 12 меньших пророков, живших после Вавилонского плена. Он именуется сыном Варахииным, сыном Аддовым; но Ездра просто называет его сыном Адды (Ездра 5:1). Под этим наименованием, впрочем, должно разуметь слово: внук или потомок, как и в других подобных случаях. Он был, вероятно, священнического рода и родился во время плена. Его общественная деятельность началась во второй год царствования Дария; он сотрудничал вместе с пророком Аггеем в Иудее или Иерусалиме, по возвращении из плена. Оба они особенно возбуждали иудеев к окончанию построения храма Иерусалимского, и по их убеждениям чрез три с половиной года со времени возобновления работ храм был окончен и освящен (Захария 6:14). О времени смерти Захарии из Свящ. Писания ничего не известно. По преданию, он умер в глубокой старости и погребен близ Иерусалима, подле пророка Аггея. По преданию иудейскому, он был членом великой синагоги. У LXX толковников, в Вульгате, италийском и сирийском (Пешито) переводах пророкам Аггею и Захарии приписывают некоторые псалмы, но в еврейском тексте подобных надписей нет.