Христос-Мессия Библейская энциклопедия

Христос-Мессия (К Ефесянам 2:10 и др.). Христос есть греческое слово, значащее помазанник, слово же Мессия есть еврейское и означает то же самое, что и греческое. Посему-то иудеи, или евреи, называют Господа Мессией, мы, же христиане, – Христом. Название помазанника произошло от помазания свящ. миром, чрез которое подаются дары Святого Духа. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков. Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Св. Духа и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Кир, назначенный Богом для особенного высшего служения, называется Его помазанником (Исаия 45:1), и пророки, священники, равно как цари, помазанные св. миром, назывались помазанниками Господними (1-я Царств 24:2,6 Цар. XIX, 21). Сын Божий – пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником. Так, напр., во II псалме мы читаем о Нем следующее: восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против помазанника Его (ст. 2). И сам Господь Иисус Христос так говорит о Своем духовном помазании: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем... (Исаия 61:1). Пр. Даниил также указывает на Него как на Мессию, или как на Помазанника Господня: и по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет (IX, 25, 26). С другой стороны, слово Иисус происходит от еврейского слова: спасать или посланный спасти (От Матфея 5:21, От Луки 2:21). Слово Иисус имело то же самое значение, как и предыдущее, и это имя встречалось очень часто у евреев (см. Иисус). Оно служило человеческим именем Господа. Когда первые человеки исповедали пред Богом грех свой, то Бог по милосердию Своему дал им надежду спасения. И сказал Господь Бог змию, так повествует свящ. бытописатель, вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем (потомством) ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Бытие 3:14,15). В сих немногих кратких словах заключается главное и великое начало всей нашей религии. Они составляют, так сказать, корень и сущность всех пророчеств и обетований во все последующие времена. Была объявлена непримиримая вражда между грехом и праведностью, вражда, непрерывно продолжавшаяся с того самого времени (К Римлянам 7:23). Сын Божий и все истинно верующие суть семя жены; диавол и все его слуги олицетворяют собой змея и его порождения. Искушения, страдания и поносная смерть на кресте Господа Иисуса, озлобленное противление и жестокие преследования, которым подвергались в течение многих веков и подвергаются даже доселе в настоящей жизни все истинные Его последователи, выразительно высказаны под образом жаления змием в пяту, жаления, конечно, ничтожного и бессильного, тогда как полная победа, приобретенная всесильным Господом и Искупителем над грехом и смертью, победа, по благодати и благости Его, даруемая каждому верующему в Него, и еще полнейшая и совершеннейшая победа, которую Он одержит над змием в конце видимого мира, величественно представлена под образом сокрушения главы змия.

Книги языческой мифологии содержат в себе удивительно замечательную аналогию с означенным высокознаменательным местом Библии. В одной из них Тор представляется старейшим из сынов, средним в числе лиц языческого божества, посредником между Богом и человеком, сокрушающим голову змея и убивающим его; и в одной из древнейших пагод Индии доселе находятся два скульптурных изваяния, представляющих два верховных языческих божества, из которых одно уязвляется змием в пяту, а другое поражает змия в голову.

Вышеприведенные нами слова из кн. Бытия служат первым указанием на имевшего прийти в мир Божественного Спасителя, по грехопадении наших прародителей в раю; они суть первоевангелие, первая радостная весть о Нем. Во все последующие затем века Церкви, в удивительно стройной системе жертвенных и обрядовых учреждений, во всех прообразах и сенях иудейского законоположения, в целом ряде пророчеств, при всех переменах и переворотах древних царств и народов евреи так ясно могли понимать характер и служение обещанного Мессии, что их неверие и отвержение, когда Он действительно пришел в мир, нельзя объяснить чем-либо иным, как только их крайним духовным ослеплением. Эта мысль особенно подтверждается, если мы обратим внимание на то, что все самые подробные предсказания и пророчества об Его рождении, жизни и смерти были предсказаны ветхозаветными пророками с такой точностью и ясностью, как будто они сами были непосредственными очевидцами всех событий Его земной жизни, несмотря на целые века и тысячелетия, отделявшие их от времен Христовых. 

Иудеи, как нация, чувственно и грубо понимали характер Мессии и цель Его посланничества. Предсказания пророков об Его пришествии и служении были так ясны, что господствовало всеобщее ожидание явления в мир некоторого великого Свободителя и на Его пришествие смотрели как на одно из величайших событий в мировых летописях. Впрочем, вообще взгляды евреев были очень узки и ограниченны в этом отношении и в народных массах очень редко поднимались выше понятий о временном могуществе и славе своего народа. Евреи стенали под чужеземным игом и нетерпеливо ожидали освобождения от оного; они надеялись на то, что обещанный Мессия, как царь, поведет их в бой с врагами и изгонит римские легионы с их свящ. земли. В сердечном ослеплении они не понимали того, что царство Его – духовное, что освобождение Им евреев долженствовало проявиться в освобождении не только их, но и всего человечества от уз и владычества греха, что плодами сего освобождения будут святость и жизнь вечная и что призваны к участию в этом все не только иудеи, но даже и язычники, раскаявшиеся и уверовавшие в Евангелие. Сколь долгое время господствовали среди евреев эти грубые, чувственные понятия о Мессии, даже в умах тех лиц, которые лучше прочих могли знать истину, мы видим из Евангелия от Луки (XXIV, 21) и Деяний апостольских (I, 6). Даже по воскресении Господа из мертвых ученики Его не возвысились до совершенно правильного понятия о духовном царстве Мессии. Впрочем, должно заметить, что эти чувственные понятия не были всеобщими, так как около времени явления в мир Мессии мы видим, напр., св. прав. Симеона, св. прав. Анну и несколько других св. лиц, чаявших обещанного спасения. Событие в Иерусалимском храме, когда св. правед. Симеон принял в свои объятия Богомладенца Иисуса, имеет особенный и глубоко умилительный характер, так как оно служило торжеством веры среди окружавшего мрачного скептицизма.

Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы принести Себя в жертву за грехи рода человеческого. Повествование о непрерывных, спасительных действиях Божьего Промысла в судьбах Церкви Христовой, от самого начала и даже доселе, самым убедительным образом доказывает всю безмерную великость жертвы Господа, Его ходатайства между Богом и человеками, и что Он есть конец закона праведности для всякого верующего. В высшей степени ясное и полное наставление относительно сего преподано нам возлюбленным Сыном Божиим, сущим в недре Отчем. Он есть путь, истина и жизнь, и никто не приходит к Отцу, как только чрез Него (От Иоанна 14:6).

Он принес Себя в жертву, в полное умилостивление за грехи наши, удовлетворив тем непреложному правосудию Божию. Как великий Первосвященник и Ходатай за род человеческий (К Римлянам 8:34, К Евреям 4:14), вошедший со Своей кровью в Святая святых (К Евреям 9:12), Он стал вечным искуплением за всех нас. В Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (К Ефесянам 1:7). Он искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой (К Галатам 3:13). Он, подобно всем нам, воспринял плоть и кровь, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (К Евреям 2:14,15). Чрез благовествие Его явились в мир жизнь и нетление (2-е Тимофею 1:10). Он сказал о Себе: Я живу, и вы будете жить (От Иоанна 14:19). Он утешает, поддерживает и руководит всех истинно верующих в Него, какой бы нации и страны они ни были, открывает им источники в пустыне, проводит их сквозь огнь и воду, дарствует им победу над грехом и смертью и, в конце концов, никогда не увядающий венец славы.

Если мы внимательнее углубимся мыслью в великое дело искупления нас Господом Иисусом Христом, то невольно воскликнем с апостолом: и беспрекословно, великая благочестая тайна! Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1-е Тимофею 3:16). Откровение о воплотившемся Сыне Божием обнимает собой все предыдущие и последующие времена, и сущность содержания всей Библии состоит в раскрытии этой величайшей тайны домостроительства Божия, с целью показать, как было совершено наше спасение семенем жены, и тем самым устремить все наше внимание, обратить все наши мысли и помышления к Агнцу Божию, вземлющему грех мира!

Сын Девы Марии есть обещанный Мессия, ожидаемый Христос. Он явился в мир в предсказанный пророками период времени (Бытие 49:10). Не входя в частное и подробное рассмотрение пророчества, данного умирающим патриархом Иаковом своему сыну Иуде, о Примирителе (Шилохе), достаточно заметить только то, что от колена Иудина не отходил скипетр до самого времени рождения Господа Иисуса Христа, тогда как другие колена давно уже разорялись. Общий смысл пророчества Даниила (Даниил 9:24,25) необыкновенно ясен и верен, и означенное пророчество о 70 седминах исполнилось со всей точностью, когда по истечении оных явился в мир Христос Спаситель. По пророчеству Аггея (II, 6–9) Он должен был явиться во втором Иерусалимском храме, который вскоре после Его смерти был обращен в развалины. Он родился, согласно с пророчеством Михея, в Вифлееме (V, 2) и, по особенному устроению Божию, родился во граде Давидовом, в который пришли записаться Иосиф и Мария как происходившие из дома и рода Давидова.

Земная жизнь и служение Господа Иисуса Христа соответствовали древним пророчествам. Так, напр., Захария предсказывал о Нем следующее: се Царь твой грядет к тебе (дщери Сионовой) праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (IX, 9). Сын Божий родился в бедном и низком состоянии; и в конце Его земной жизни удивительно точно исполнилось это замечательное пророчество, когда Он совершал свой последний торжественный вход в Иерусалим. Его характер всегда отличался безмерным смирением, благородством, кротостью, терпением и состраданием ко всем бедным и несчастным и вполне согласовался со следующим предсказанием пр. Исаии: Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (XLII, 2, 3). Дела, совершенные Им, находились в не менее тесной связи с пророчествами ветхозаветных Свящ. Писаний. Так, напр., Он ученикам Иоанна, посланным спросить Его: Христос ли Он? – говорил следующее: подите и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат; мертвые воскресают и нищие благовествуют (От Матфея 11:4,5). В этом повествовании мы из собственных уст Господа слышим чудное подтверждение и исполнение пророчества, еще за несколько веков предреченного Исаией: тогда откроются глаза слепых, и уши глухие отверзутся (XXXV, 5). Подробности крестной смерти Господа Иисуса также описаны с необыкновенной живостью и точностью ветхозаветными пророками. Он умер позорной смертью на кресте. Царепророк Давид в одном из своих псалмов говорит о Нем: пронзили руки мои и ноги мои. Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Псалтирь 21:18). Когда Он в смертных муках изнемогал на кресте, Ему предложили для питья особенного рода напиток, о чем псалмопевец пророчествовал так: и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Псалтирь 68:21). Над Ним насмехались, когда Он умирал на кресте, и вот даже самые насмешки и ругательства предречены псалмопевцем самым точным образом за много веков до исполнения события: Все видящие меня ругаются надо мною, говорит он от лица Господа, говорит устами, кивая головой: Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему (XXI, 8, 9). Он был распят между двумя разбойниками. Пр. Исаия предрек сие в следующих словах: Ему назначили гроб со злодеями, и Он погребен у богатого (LIII, 9). Как точно и удивительно верно исполнилось это, мы легко можем видеть из внимательного сличения пророчеств с фактами, приводимыми у евангелистов! Еще древле было предречено, что Он будет отвергнут иудеями, но что по смерти и воскресении Он восторжествует над всеми Своими врагами (Исаия 53:1,2,3,12).

На Нем исполнились также все ветхозаветные обряды и прообразования. О сем так мудрствует апостол: Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону) Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: вот иду исполнить волю Твою, Боже! Отменяет первое, чтобы постановить второе (К Евреям 10:8,9). Можно было бы привести еще множество доказательств, но, несомненно, достаточно и приведенных нами для того, чтобы убедиться, что Иисус Назарянин есть обещанный Мессия. Впрочем, несмотря на все сии откровения, пророчества и прообразования о Мессии, иудеи не познали в Нем обещанного Свободителя и Примирителя, так как Он явился в мир не в том виде и образе, который мог бы соответствовать их грубым и чувственным понятиям.

Главнейшим доказательством того, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог, служат приписываемые Ему: Божественные имена, Божественные свойства, Божественные действия и Божественное Ему поклонение (К Римлянам 9:1,5 От Иоанна 5:20, Откровение 1:10. Срав. Исаии VI, 1–10, От Иоанна 12:41). Доказательство, содержащееся в последних двух цитатах, очень сильно и поразительно. Событие, указываемое в книге пр. Исаии (VI, 1–4), величественно и поистине потрясающее. Боговдохновенный писатель не оставляет в нас ни малейшего сомнения относительно Того, Который сидел во славе на престоле высоком и превознесенном и принимал от всех подобающие Себе поклонение и честь; так как и Евангелист Иоанн подтверждает сие следующими словами: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его (т. е. Христа), и говорил о Нем (От Иоанна 12:41).

Господу Иисусу Христу приписываются существенные свойства Божие, как, напр., вечность (От Иоанна 1:1,8 и др.), всеведение (От Матфея 9:4, От Иоанна 16:30), всемогущество (К Филиппийцам 3:21, К Колоссянам 2:9,10), вездесущие (От Матфея 18:20,28) и неизменяемость (Евр. ХIII, 8).

Ему приписываются Божественные действия и преимущества. Он есть творец и создатель всего (Исаия 44:24, От Иоанна 1:1-8), промыслитель мира (К Евреям 1:3), прощающий грехи (Даниил 9:9, ср. с Псалмом XXXIX), воскрешение и суд всего мира (От Матфея 25:31,33, От Иоанна 5:22-29).

Он есть второе Лицо Св. Троицы, пред которым, как и пред Богом Отцом и Св. Духом, преклоняется с благоговением всякая тварь (К Филиппийцам 2:10,11, К Евреям 1:6).

Описание всеобщего торжественного благоговейного преклонения пред Ним, содержащееся в кн. Откровения (V, 9–13), поистине величественно! Ему поклоняются на небеси святые и ангелы. Они воздают честь и поклоняются пред Тем, который умер за людей, перед Божественным Искупителем, непреложно свидетельствуя сим Его вечное Божество.

Будучи истинным Богом, Господь наш Иисус Христос есть истинный человек. В Символе веры говорится, что Он «нас ради человеков и нашего ради спасения сшел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился». Под словом воплощение в Символе веры разумеется то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не преставая быть Богом. Это слово заимствовано из слов Евангелиста Иоанна: Слово стало плотью (От Иоанна 1:14). В Символе веры прибавлено еще, что Он вочеловечился, для того чтобы кто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы признавали в Нем совершенного человека, состоящего из тела и души. Апостол Павел пишет о сем так: Один посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус (1-е Тимофею 2:5). Таким образом, в Иисусе Христе находятся нераздельно и неслиянно два естества, Божеское и человеческое, и, по сим естествам, две воли. Впрочем, несмотря на сие, в Нем одно Лицо, Бог и человек вместе, одним словом: Богочеловек.

Некоторые из еретиков, в первенствующей Церкви, отрицали человечество Иисуса Христа, так как они признавали греховность присущей всякому человеку. Увлеченные сим жалким мудрованием, они утверждали, что так как Иисус Христос был в высшей степени свят, то Он и не мог иметь вещественного тела, подобного нашему, но вместо оного носил на Себе тело призрачное, дававшее Ему сходство с сынами человеческими. Но если Господь Иисус не был настоящим человеком, то Он не мог в действительности умереть за человека, пострадав за него.

Ариане во II в. по Р. X. отвергали истинное Божество Иисуса Христа и утверждали, что было только творение, хотя и высшего разряда. Другие, подтверждая истину Божества Господа Иисуса Христа, впали в различные заблуждения относительно Его естеств и личности: так, одни допускали в Нем только одно естество (монофизиты), другие – только одну волю (монофелиты). Последователи Аполлинария учили, что Божеское естество в Иисусе Христе заменяло человеческую душу. Ересь Аполлинария была осуждена на I Константинопольском соборе в 381 г., монофелитская на шестом Вселенском соборе (3-м Константинопольском) в 680 г., евтихианская или монофизитская на 5-м Вселенском (2-м Константинопольском соборе) в 553 г. от Р. X. Все означенные и другие подобные им ереси естественно возникали вследствие гордого желания мудрствовать там, где требовалась единственная вера. Люди забыли ту великую, непреложную, истину, что они должны принимать царствие Божие подобно малым детям, а забыв сие, они, естественно, стали впадать в различные религиозные заблуждения.

Господь Иисус Христос был в высшей степени чист и непорочен. Таков и должен быть у нас Первосвященник, говорит о Нем св. ап. Павел: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес (К Евреям 7:26). Он по всей справедливости мог сказать Своим врагам: кто из вас обвинит Меня во грехе? Иуда предатель, умирая позорной смертью самоубийцы, засвидетельствовал Его святость и непорочность следующими словами: согрешил я, предав кровь невинную (От Матфея 27:4).

Воистину Он был совершеннейшее существо, которое когда-либо видел мир, существо, отличавшееся беспримерным сочетанием чистоты и благости. Благость, служащая украшением человечества, во всей своей полноте и симметрии соединялась в Нем с высшей чистотой и непорочностью. В Его сердце, переполненном любовью ко всему миру, таилась глубокая и нежная любовь к Своей Матери. Он сознавал, что умирал как сын, и в то же время совершал умилостивление как Спаситель. Какая благость в Его характере, какое милосердие и терпение среди беспримерных гонений и мучений! Никогда не видали Его с нахмуренным челом, и с Его уст никогда не сходило слово презрения и насмешки, но как часто очи Его наполнялись слезами, сердце глубоким состраданием к несчастным и уста отрадным словом утешения ко всем бедствующим! Его единственной целью было благо человечества. Для осуществления сей великой цели Он ночью молился, а днем делал и трудился. Противодействие не устрашало и неблагодарность не раздражала Его. С какой неутомимостью и терпением учил Он, с каким достоинством и мужеством страдал и умер Он! Для достижения высшей и благороднейшей цели Он умер ужаснейшей смертью на кресте. Можно сказать, Он жил в роскоши благодеяний и добрых дел и умер в славе с полным сознанием достигнутой Им высокой цели. Он не делал ни одного шага для самого Себя. Ни одна недостойная страсть, ни одно нечистое чувство не омрачали Его чистоты и непорочности во все время Его великого общественного служения на земле для блага человечества. Тысячи народа алкали, и Он напитал их, они заблуждались, и Он наставлял их на путь истины. Ученики Его трепетали во время бури на озере Галилейском, и вот Он встал и запретил ветру и морю. Он воскресил с погребального одра юношу наинского и отдал его матери. На браке в Кане Галилейской, когда недостало вина, Он совершил первое Свое чудо и превратил воду в вино. Он принимал малых детей в Свои объятия и благословлял их. Явившись по Своем воскресении плачущей Марии Магдалине, Он не пожелал оставить ее в недоумении, но сказал ей одно только слово: Мария! – по которому она узнала Его. Сестры Лазаря плакали от горя о смерти своего брата, и Он воскресил его. Ап. Петр трижды отрекся от Него, и трижды Он утешал его, восстановив затем снова в правах апостольства. Таким образом, совершенный во всех житейских отношениях, всегда премудрый в слове и учении, неизменно непорочный и безгрешный во всем своем образе жизни, выну проникнутый состраданием и милосердием и благотворительностью, всецело исполненный всеми достолюбезными качествами, которые единственно восхищают и привлекают людей, Он воистину был воплощением и олицетворением любви Божественной во всей полноте оной.

Представления, сообщаемые нам о лице Господа Иисуса Христа Его учениками, также возвышенны и величественны. Из них явствует, что Он владел величайшим спокойствием, беспримерной ясностью ума, сдержанным благоразумием, соединенным с живым, глубоким энтузиазмом. Он не отличался порывистым, живым, пламенным характером Исаии и Иезекииля, ни сильной, по временам могучей энергией законодателя Моисея, – нет, все Его существо дышит неизменным спокойствием и миром; пылающий и пожирающий огнь древних пророков заменяется в Нем легким дуновением, тихим веянием духа в непрерывное посвящение Своей души Богу. В духовной атмосфере, до которой поднимаются в известной степени только немногие из нас и только на некоторое время, постоянно Он ходит как в Своей собственной жизненной стихии. Подобно солнцу на ясном небе, Он шествует тихий и безмятежный верным положенным путем, никогда не отступая от него и всюду разливая животворный свет и жизнь. Вся Его деятельность проникнута любовью к людям, тихой, спокойной, самоотверженной любовью, без всякого малейшего оттенка страсти. Он ничего не делает неосмотрительно и бесцельно; и все, что Он ни начинает, приводит к удачному концу и к осуществлению Его целей. Даже и тогда, когда, одушевленный святым негодованием, Он начинает обличать кого-либо словом или делом, то это не есть какое-либо раздраженное чувство личного, греховного негодования, какое часто встречается у людей, но это негодование можно лучше назвать негодованием любви, святым, чуждым всяких эгоистических целей, ненавидящим порока и при всем том исполненным любви даже к самым злодеям, если только они способны еще к исправлению. И во всем этом Он никогда не преступает границ умеренности.

Господь Иисус Христос всегда был смирен и кроток. Он ищет прежде всего нищих, беспомощных, отверженных и ради людей добровольно приемлет крайнее уничижение и умирает позорнейшей смертью на кресте; но и под покровом бедности и уничижения в Нем выну почти на каждом шагу Его земной жизни, светит и сияет высокий царский дух. Он владел той способностью, той высшей могущественной силой, посредством которых великие умы всегда и всецело делаются владыками самих себя. Его дело было решительно как слово и Его слово – как дело. Там, где враги Его искали ставить Ему ковы, Он разом разрушал их и с присущей Ему силой отражал все нападения, доколе не пришел час Его. Нередко Он посрамлял своих врагов простым молчанием, молчанием, особенно потрясающим, когда в спокойном сознании невинности Он стоял пред синедрионом, жаждавшим крови и отмщения. Но ничто не может сравниться в достоинстве, с которым засвидетельствовал Господь Иисус Христос о самом Себе пред лицом римского правителя и судии: Я царь, Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (От Иоанна 18:37). Какая чудная сила и величье в сих словах и как бледнеют пред ними все прочие громкие фразы других людей о своем величии и превосходстве!

Сии слова, полные жизни и силы, произнесенные с истинно царским величием, неотразимо действуют на душу каждого верующего. В них видится человек в высшем значении этого слова, победоносный царь, который тем выше, что чуждый всякой внешней силы и могущества поражает единственно мечом духовной силы и величия. И этот великий муж, сильный словом и делом, был столь любвеобилен, благороден и сострадателен, как самая нежная женщина, когда Он помогал, утешал и душевно сочувствовал бедным, страждущим и несчастным. Во все время Своей земной жизни Он не переставал делать добро, помогал нищим душевно и телесно, благословлял детей, ставил Себя на один уровень с последними из Своих собратий. Кто напоил одного из малых сих, говорил Он, только чашею холодной воды, тот сделал сие для Меня. Человеколюбие и милосердие к людям были присущи Ему всему, и каждый человек по отношению к Нему стоял как брат. Он плакал о граде, отвергшем Его, и молился на кресте за пригвоздивших Его к оному. Вся земная жизнь Его была жертвой. Он воистину был краснейший паче всех сынов человеческих, выполнивший великое дело искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти с самой нежной любовью и заботливостью даже до смерти, и этим Он отличался самым выдающимся образом от всех даже величайших людей и героев древности.

Из образа земной жизни Господа Иисуса Христа, как оный передан нам писателями св. Евангелия, мы видим несомненные доказательства того, что Он простирал Свои взгляды гораздо далее Своей отечественной страны. Он часто обращал Свое внимание на чужеземцев, обнимая в благородстве Своей души весь род человеческий. То, что Он думал о язычниках, что Он часто размышлял об их религиозной системе и их нравственном состоянии, доказывается неоднократно теми местами Евангелия, когда Он упоминал о них в Своих беседах (От Матфея 5:47, От Марка 10:42). При всяком удобном случае Он не переставал делать и язычникам наравне с иудеями различные полезные наставления и преподавать уроки нравственности. Оттого-то Его нередко упрекали в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками (От Марка 2:15,16, От Луки 5:7,12,15,19,30), так как по фразеологии этих строк под грешниками разумеются не только лица порочной жизни, но и язычники, и особенно между ними римляне. Несомненно, что находилось много язычников из среды мытарей, нанимаемых на службу римским правительством, и с вероятностью можно предполагать, что язычники из разных классов, привлекаемые Его громкой славой, нередко смешивались с окружавшей всегда Его толпой народа в городах, а иногда следовавшей за Ним в пустыню (От Марка 3:8, От Луки 6:17). Жители Тира и Сидона, приходившие послушать Его, несомненно были язычники (От Марка 7:24-26).

Выражение мир в Свящ. Писании имеет столь же растяжимое понятие, как и выражение: иудеи и язычники. Слово мир означает иногда весь земной шар в смысле жилища и обитания всего человеческого рода; иногда же означает весь человеческий род. Господь Иисус Христос употребляет оное для указания границ и целей новозаветного домостроительства Божия. В притче о добром семени и плевелах (От Матфея 13:24-30) Он сравнивает Своих верных учеников с добрым семенем, посеянным между плевелами, и поле, на котором произрастало то и другое, не есть только палестинское, или поле тех стран, которые населяли только иудеи, нет, это поле есть весь мир.

Он нарочито заявляет Никодиму, одному из начальников иудейских, что любовь Божия послала Его на землю единственно для спасения мира и что Он пришел сюда не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (От Иоанна 3:16,17). При другом случае, делая указание на хлебы, которыми напитал несколько тысяч человек в пустыне, Он наименовал Себя хлебом жизни, сшедшим с неба для пищи верующим. Впрочем, Он прибавил к этому, что сия небесная пища будет дана не только иудеям, но и всему миру, т. е. всем без различия уверовавшим и желающим сердечно принять оную (От Иоанна 6:33-51). В том же самом смысле, называя Себя светом жизни, Он представляет Себя учителем и благодетелем всего человеческого рода, подобно солнцу, изливающему всюду свой живительный свет (От Иоанна 3:5,6,7,8,9,11,12,19). За несколько дней до Своей смерти, когда одна женщина помазала Его драгоценным миром, Он сказал Своим ученикам, порицавшим такую, бесполезную по их мнению, трату: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире сказано будет в память ее о том, что она сделала (От Матфея 26:13). Покорность и смирение, с какими Он претерпел крестную смерть, по Его слову, служат доказательством для мира необъятной Его любви к Отцу Небесному и строжайшей точности, с каковой Он исполнил Его заповеди (От Иоанна 14:31). Он обещал Своим апостолам послать им после Своей смерти Духа истины и что Он пришел обличить мир о грехе (От Иоанна 16:8). Сие последнее выражение, особенно свидетельствующее о всеобщности Его высокой и великой цели, очень часто встречается в той высокоумилительной молитве, с которою Он обратился к Господу в конце Своей прощальной беседы с учениками (см. ниже: Прощальная Беседа Иисуса Христа с учениками). Он должен послать Своих учеников в мир, как Бог Отец послал Его самого в мир, и мир (иначе весь человеческий род) должен был убедиться в том, что Он был послан от Бога. Из сего мы можем несомненно заключить, что великая цель воплощения и сошествия на землю Господа Иисуса Христа есть спасение всего человеческого рода и Его слова, Его учение, Его действия – все это служит подтверждением всеобщности спасительной для всех нас умилостивительной жертвы. Не говорил ли Он иудеям еще в первый год Своего общественного служения роду человеческому, что многие приидут с востока и запада и возлягут со Авраамом, Исааком и Иаковом в царствии небесном (От Матфея 8:1-29). Не то ли же самое Он высказывал и жене самарянской (От Иоанна 4:21,24), когда представлял ей всю землю храмом, в котором поклоняющиеся Богу должны поклоняться Ему в духе и истине?

Касательно наружного вида и лица Иисуса Христа Свящ. Писание упоминает только о Его одежде. Хитон Его, или нижняя одежда, был не шитый, а весь тканый сверху донизу. По преданию, хитон этот – рукоделие Божией Матери. Изображения лица или определенного верного образа Иисуса Христа в древней Церкви, кажется, не было, может быть, из опасения обвинений в идолопоклонстве как со стороны язычников, так и от иудеев. В древней Церкви преимущественно употреблялись символические изображения Христа и Его Церкви и общества верующих. Сюда относятся: чаша, дверь, крест, якорь, агнец, виноградная лоза, корабль, голубь, рыбы, пастырь и овцы и др. Из преданий об образе Спасителя первое и главное место занимает предание о Нерукотворенном образе Спасителя, который получил от самого Господа владелец Едесский, Авгарь. Сказание о сем образе изложено подробно у Иоанна Дамаскина в слове об иконах и в его «Точном изложении веры». По сказанию одного из очевидцев, видевшего этот образ в Генуе, куда он в XIV в. был перенесен из Константинополя, «образ этот имеет величественный и чудный вид; на нем отражается Божественное величие и слава, так что взирающий на него очаровывается и благоговеет перед ним. С средины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам направо и налево темно-русые и почти черные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы; борода черная, но небольшая; брови также черные, но не совсем круглые; глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя, так что думаешь, что они смотрят на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором. 

Нос прямой и правильный; усы едва покрывают верхнюю губу, так что прекрасно очерченные и приятные уста виднеются беспрепятственно. Колорит лица черноватый и смуглый, так что трудно узнать настоящий цвет его, особенно на челе, на носу, между глазами и на щеках; но, с другой стороны, легко видишь, что образ имеет что-то сверхъестественно