Врачевание, врач Библейская энциклопедия

Врачевание, врач (Иов 13:4). – В Библии слово врач в первый раз упоминается в кн. Бытия (L, 2). Впрочем, есть некоторое основание предполагать, что врачи у евреев существовали и прежде сего времени: так, напр., обрезание над Исааком (Бытие 21:4), акушерство (повивальные бабки) по случаю трудных родов Вениамина (Бытие 25:17), очевидно, производились лицами, более или менее знакомыми с врачебным искусством (Бытие 50:2). В особенности же врачебная наука процветала в Египте. Обучаясь премудрости египетской, Моисей, по всей вероятности, изучал и искусство врачевания. Египет, по замечанию Плиния, обиловал болезнями. Геродот говорит, что в Египте каждый врач занимался лечением какой-либо одной болезни, и потому на берегах Нила практиковало великое множество врачей. Каждое семейство должно было иметь по каждой отдельной болезни особенного врача, как, напр., по глазным, ушным, зубными и т. п., так что представляется неудивительным, когда мы читаем, напр., в кн. Бытия (L, 2) следующие слова: Иосиф повелел своим слугам-врачам бальзамировать отца его (т. е. Иакова), именно, что здесь употреблено множественное число, а не единственное. Египетское врачебное искусство славилось и в других странах. Персидские цари Кир и Дарий пользовались помощью египетских врачей. В Библии находится также довольно фактических указаний на то, что искусство врачевания болезней по различным видам их составляло особенную профессию (Притчи 17:22, Иеремия 8:22, Иезекииль 30:21, От Матфея 9:12, От Луки 4:23, К Колоссянам 4:14). Конечно, означенная наука в древности была очень проста и немногосложна и состояла главным образом в лечении ран и наружных болезней: раны, напр., очищали, обвязывали и смягчали елеем (Исаия 1:6). Впоследствии, пользуя от наружных болезней, врачи могли ознакомиться и с внутренними (2-я Паралипоменон 16:12) и даже с душевными (1-я Царств 16:16). Бальзам галаадский весьма ценился как целительное средство. Когда Аса сделался болен ногами, так что болезнь поднялась до верхних частей тела, то был осужден за то, что в болезни своей взыскал не Господа, а врачей (2-я Паралипоменон 16:12). Кровоточивая женщина, по свидетельству св. Марка, много потерпела от многих врачей (От Марка 5:26). Да и св. Лука, будучи сам врачом, говорит о ней, что она, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена (От Луки 8:43). Особенно же одобрительно о врачах и врачевании говорится в кн. Иисуса, сына Сирахова (XXXVIII, 1–18), напр., особенно замечательны следующие выражения: Почитай врача честью по надобности в нем... Знание врача возвысит его голову... Господь создал из земли врачества... ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его... и дай место врачу, ибо и его создал Господь... в иное время и в их руках бывает успех и т. д. Наиболее употребительные в древности врачества в болезнях кроме бальзама были следующие: елей, или деревянное масло, иногда в соединении с вином (От Луки 10:34), пластырь из смокв, прикладываемый к нарывам (IV Цар. XX, 7), – арабские врачи советовали употреблять его при всех созревших нарывах, разные другие пластыри (Прем. 16, 12), части животных, как, напр., сердце, печень и желчь рыб против глазных болезней (Тов. 6, 5, 9), мед как мягчительное и очищающее зрение средство (). В земле Израильской находились также и минеральные источники, из которых пользовались целебной водой при лечении различных болезней, как, напр., царь Ирод (Древ. кн. XVII, гл. VI, 68).