Вооружение Библейская энциклопедия

Вооружение (1-я Царств 17:54). – К числу военного, а частью и охотничьего оружия у евреев вообще принадлежали следующие:

а) Щит (3-я Царств 10:17, Иезекииль 26:8), несомненно, был одной из древнейших принадлежностей вооружения, потому что образное указание на оный делается уже в кн. Бытия (XV, 1) и часто в других местах. Как защитительное оружие, щиты упоминаются в первый раз в песне Деворы пророчицы (Книга Судей 5:8). Они употреблялись для отвода неприятельских ударов. В отношении к форме щиты были частью овальные, частью круглые, изготовлялись они иногда из дерева (Иезекииль 39:9) или из ивовых плетенок, покрытых кожей, жестью или медью; иногда делались из толстой воловьей или верблюжьей кожи, которая обильно смазывалась маслом (2-я Царств 1:21). В исключительных случаях щиты делались из меди и золота или покрывались тонкими пластинками этих металлов (1-я Царств 17:3,6 Цар. X, 16, 17). Впрочем, нужно думать, эти щиты употреблялись более для украшения, чем для употребления на войне, и носились только главными начальниками на военном поле. На таких металлических щитах часто вырезались различные фигуры. Прекрасное описание Гомером щита Ахиллесова, без сомнения, хорошо известно всем читателям классических писателей. Во время похода они были носимы на плече, а в сражении привязывались к левой руке ремнем;

б) Большой щит (1-я Царств 17:6) по размерам и по весу был больше обыкновенного щита и упоминается свящ. писателями в связи с тяжелым оружием (3-я Царств 10:16,17), тогда как об обыкновенном щите говорится наряду с легкими, как, напр., мечом, копьем и пр., по форме, вероятно, походил на большой римский щит, имевший иногда 4 фута в длину и 2,5 ф. в ширину, и так был сделан, что прикрывал все тело воина. Потерять этот щит в сражении считалось крайними бесчестьем. Потеря щита в Спарте считалась уголовным преступлением. Спартанские матери, отправляя сыновей на войну, обыкновенно говорили: или с сим, или на сем, т. е. принеси обратно этот щит, или пусть обратно принесут на нем твое тело;

в) Броня, латы (1-я Царств 17:5, Неемия 4:16, Иов 41:18, Откровение 9:9) покрывали тело воина до колен, особенно грудь и спину, вроде рубашки. Они состояли из двух частей и скреплялись вместе на плечах. В первой книге Царств говорится, что броня Голиафа весила 5000 сиклей меди, или почти 160 англ. фунтов. Она, вероятно, состояла из рядов медных насечек, наложенных одна на другую вроде рыбьей чешуи или вроде тростникового плетенья из меди. Так как броня считалась главнейшей и существеннейшей частью воинского вооружения, посему и служит наиболее выразительной эмблемой защиты и безопасности (Исаия 59:17, К Ефесянам 6:14). Пояс, прикреплявший броню к груди, часто весьма богато украшался и сделался впоследствии необходимою принадлежностью воинского вооружения;

г) Наколенники (1-я Царств 17:6) были медные и служили для защиты ног. О них упоминается только как о части вооружения Голиафа, и они, вероятно, не были в общем употреблении у евреев, хотя греки и римляне всегда пользовались этой воинской принадлежностью;

д) Шлем (Иезекииль 27:10), военный головной убор, или каска, делался из твердой, полированной меди (1-я Царств 17:38) и обыкновенно к верху его, как украшение, прикреплялся медный гребень или перья. В позднейшие времена к шлему стали приделывать забрало, или наличник, для закрытия и защиты лица. Вследствие серьезных ран, наносимых в голову, можно заключить, что шлем составлял один из первых военных доспехов.

Легкое оружие у евреев употреблялось следующее: меч, копье или пика, иначе дротик, лук, стрелы, колчаны и секира.

Меч (Бытие 27:40) – это было короткое, обоюдоострое оружие, очень сходное с нашим кинжалом; носился в ножнах (Иеремия 47:6) и прикреплялся к поясу на правом бедре (Книга Судей 3:2,16 Цар. XX, 8).

Копье, пика, дротик – метательное копье. Существенных различий между ними указать нельзя; различались же они между собой только по величине и объему. Они состояли из длинной деревянной рукоятки с железным или медным острием на одном конце (1-я Царств 17:7) и были самыми употребительными прободательными орудиями, но употреблялись так же, как и стрелы, для бросания вдаль (1-я Царств 18:10,11,19). Подобным копьем с заостренным наконечником Авенир убил Асаила (2-я Царств 2:23). Греческие копья были иногда в 25 фут. в длину, а у арабов даже в настоящее время они делаются иногда в 15 фут. в длину.

Лук делался из упругого дерева или из меди (2-я Царств 22:35); тетива натягивалась рукой, причем на лук наступали ногой (1-я Паралипоменон 5:18, Псалтирь 7:13). Стрелявшие из лука назывались стрелками. По достоинству отличался неверный лук (Псалтирь 77:57), который отдает назад и ранит самого стрелка, или такой, который вследствие слабости тетивы и других недостатков плохо держит в себе стрелу, не давая надлежащей силы полету оной. Натягивание лука служило свидетельством физической силы, что еще доселе находим у арабов. На сие-то, вероятно, и намекается в псалме XVII (35).

Стрела (1-я Царств 20:3 6) – тонкое метательное орудие, употребляемое как на войне, так и на охоте (Бытие 27:3,22), которое выпускали с натянутой тетивы лука, как и в наше время. Стрелы обыкновенно делались из тростника, а впоследствии из другого какого-либо легкого дерева. Конец стрелы всегда изощрялся наподобие железного крючка в удочке, так что мог глубоко вонзаться в тело (Псалтирь 37:2). Иов указывает на употребление стрел, напитанных ядом (Иов 6:4), а иногда они обливались горючими веществами и воспламенялись; огонь являлся вследствие наложения на стрелы можжевелового дерева, которое скоро воспламеняется и которое таким образом могло зажечь одежду неприятеля (Псалтирь 119:4). Известно, что уголья можжевелового дерева горят долго и жарко, и мы знаем, что финикияне, а в позднейшее время испанцы употребляли воспламеняющиеся стрелы с той же самой целью. Стрелы употреблялись также и для гадания (Иезекииль 21:21).

Колчан (Бытие 27:3), или кожаное вместилище для стрел, иначе сумка, вешаемая обыкновенно через плечо в таком положении, что воин легко мог вынимать стрелы.

Праща. (1-я Царств 17:40) – древнее военное оружие, при помощи которого камни с большой силой и удивительной меткостью попадали в цель (Книга Судей 20:15,16). Ловким обращением с пращой особенно славились вениамитяне (Книга Судей 20:16), бывшие также хорошими стрелками из лука (левши) (1-я Паралипоменон 12:2).

Молот (Иеремия 51:20), очевидно, был одним из страшных военных орудий, но об устройстве и способе употребления его до нас не дошло никаких сведений. Быть может, он представлял собой род бердыша или палицы, сделанной из дерева и обитой железом или медью, с мечом на конце оной. Египетский молот имел также меч на конце изогнутой формы, вроде алебарды.