Волосы Библейская энциклопедия

Волосы (Числа 6:5) – у евреев было в обычае стричь волосы так же часто, как и у других народов, но они употребляли для стрижки волос бритву или нож, а не ножницы (Исаия 7:20, Иезекииль 5:1). Вследствие обета растить и отпускать себе волосы, даваемого, напр., назореями, волосы на голове оставались неостриженными (Книга Судей 13:5). Запрещалось стричь голову кругом и обрезать концы волос на бороде (Левит 19:27) и на висках, как это делали разные языческие народы и жрецы (Иеремия 9:23,25 и др.); от священников требовалось не брить волос, не отпускать их длинными, но подрезывать их до умеренной длины (Иезекииль 44:20), и это, конечно, для того, чтобы отличить их от языческих жрецов, бривших начисто свою голову, и от назореев, вовсе не стригших волос. Главной красотой волос считались кудри (Песни Песней 4:1,2,5). Волосы, особенно черные или темные, считались украшением и умащались елеем во время празднеств или в других радостных случаях (Псалтирь 22:5, Екклесиаст 9:8, Руфь 3:3). Плешивыми гнушались (IV Цар. II, 23). Нередко волосы украшались жемчугом и драгоценными камнями (1-е Тимофею 2:1,9 Пет. III, 3). Волосы Самсона были сплетены в семь кос (Книга Судей 16:14). Седина волос показывала преклонность лет и почиталась венцом и украшением старости (Притчи 16:9,31). Чисто белые волосы считались символом Божественного величия (Даниил 7:1,9 Кор. XI, 14). О волосах женщин ап. Павел говорит, как об естественном покрове, делающем им честь (1-е Коринфянам 11:15). Женщины или плели, или завивали их, как это доселе сохраняется в обычаях азиаток и женщин других стран. В Индии женщины никогда не стригут волос, разве только в случае вдовства. Греки очень любили длинные волосы, тогда как египтяне в древние времена постоянно брили их. По свидетельству Иосифа, телохранители Соломона посыпали свои волосы золотистой пудрой. Дорогие и разнообразные украшения для волос, употребляемые восточными женщинами, в Свящ. Писании порицаются. В I Послании к Тимофею (II, 9) ап. Павел осуждает плетение волос женщинами; также и ап. Петр (I Посл. III, 3) неодобрительно отзывается о внешнем плетении волос и золотых уборах для головы. Впрочем, здесь следует заметить, что ап. при этом длинные волосы считает честью для женщины (1-е Коринфянам 11:15). Обычай стричь или брить волосы на голове во время глубокой скорби, траура, сокрушения о грехах существовал еще во времена Иова (Иов 1:20), и увещание остричь волосы на голове почти равнялось увещанию полагать начало плачу и сетованию (Иеремия 7:29). Вырывание волос из головы и бороды было также знаком печали (Ездра 9:3). Изменение цвета волос служило одним из первых признаков проказы, и потому особенно повелевалось в сих случаях стричь волосы на голове, как главном месте болезни (Левит 14:8,9). У пр. Ис. (VII, 20) волос служит образом растительности в земле Иудейской. Стояние волос дыбом изображало сильный страх и ужас (Иов 4:15), как и в наше время употребляется подобное же выражение для обозначения сильной степени страха и испуга. Во время земной жизни Господа у евреев было в обычае клясться головой, покрытой волосами (От Матфея 5:3 6), подобно тому как египетские женщины и теперь клянутся своими косами, а мужчины бородами.