Темница Библейская энциклопедия

Темница, или тюрьма. Темничное заключение у многих древних восточных народов встречалось не так часто, как в настоящее время у современных цивилизованных народов, так как виновные в большинстве случаев наказывались тотчас же после краткого судопроизводства. Но, по-видимому, темничное заключение в Египте было довольно обыкновенным явлением. Так, Иосиф, бывший домоправителем ц. египетского фараона, был заключен в темницу, которая в Библии называется местом, где заключены узники царя. Она находилась под ведением особенного начальника (Бытие 39:20-23). Заточение преступника в темнице продолжалось иногда довольно долгое время до окончательного решения его дела (ХLI, 1). В законе Моисеевом нигде не упоминается о темницах. Единственный случай заключения под стражу во времена Моисея упоминается в кн. Левит (XXIV, 12). Мы должны заметить при этом, что во времена Моисея был еще и другой случай заключения под стражу одного лица, который собирал дрова в день субботний. Тот и другой заключенные содержались под стражей до тех пор, пока не было определено, что должно сделать с виновными (Числа 15:34). Иов говорит о темничном заключении, в котором узники не знали покоя, и слышались там крики приставника (III, 18). Узники и темница неоднократно упоминаются и в псалмах Давидовых (СХLI, 7, LХХVIII, 11 и др.). Филистимляне имели дом узников в Газе, куда был заключен Самсон, осужденный на тяжкий труд молотьбы в цепях (Книга Судей 16:21-25). Давид прибегнул к мере заключения в особом доме под надзор десяти своих наложниц (). После времен Давида указания на темницы или дома темничные в Свящ. Писании делаются чаще (3-я Царств 22:4,27 Цар. XVII, 4, XXV, 27–29, Ис. ХLII, 7, Екклесиаст 4:14, Иеремия 32:2 и др.). Мы читаем о тюрьмах или темницах и в неканонических книгах (II Мак. ХIII, 21), и из Нового Завета прямо видно, что темницы в то время были уже общественным учреждением (От Луки 3:20, ХХIII, 19, Деяния 5:3,8,18 и др.). Нам мало известны подробности темничной дисциплины у евреев, но, вероятно, они имели много общего с римской, разъясненной подробнее и обстоятельнее: так, напр., тюрьмы находились при домах начальников телохранителей (Бытие 39:20), или в караульнях при домах царских (Иеремия 32:2), или при вратах (XX, 2) и состояли иногда в глубоких, безводных рвах во дворах зданий и подземельях (Иеремия 37:16). Узников сковывали цепями (Иов 36:8,28,28), сажали их в колоду (Иеремия 20:2, Иов. ХIII, 27), состоявшую из двух больших брусьев, в которую вкладывались руки и ноги преступника.