Суд, или судопроизводство у Израильтян Библейская энциклопедия

Суд, или судопроизводство у израильтян (Второзаконие 16:1,18 Цар. VII, 16, VIII, 1 и др.). Как в начале, во времена патриархальные, отец как глава семейства имел вместе право и власть судьи над всеми своими домашними, даже над их жизнью и смертью (Быт. ХХХVIII, 24), так, с размножением семейств эта власть естественно перешла к главам колен и родов, которые как главы вместе с отправлением дел колен производили также и суд, исправляя должность судей над своими соплеменниками и сочленами своего народа, насколько это позволяло тогдашнее положение израильтян в Египте. Когда Моисей освободил свой народ от рабства египетского, тогда все искавшие правосудия, естественно, стали обращаться к нему, как избавителю народа, как чудесно уполномоченному Богом в качестве Его посланника, и он судил их (Исход 18:13). Но так как Моисей один не мог управлять судом такого множества людей, то по совету Иофора не без воли, конечно, Божией (Исход 18:23) он из всего числа старейшин израильских избрал мудрых, разумных и богобоязненных, правдивых и бескорыстных мужей и поставил их судьями в виде начальников над тысячами, сотнями и десятками и надзирателей для колен, предписав им правильно судить, невзирая на лица, ибо творят суд Божий, а дела трудные и неудоборешимые доводить до него (Второзаконие 1:9-18, Исход 18:14-26). Подобно этому учреждению порядка судебной расправы по делам народным сделано было распределение и по управлению войском, т. е. и здесь учреждены были тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники (Числа 31:14). Касательно отношения судей между собою нельзя понимать их как ряд ступеней судебных инстанций, чтобы от десятиначальника, напр., дела восходили к пятидесятиначальнику, от сего – к стоначальнику и т. д. – в Моисеевом законе не видно таких инстанций, напротив, каждый судья в своей области окончательно решал сам малые дела и только трудные представлял на решение Моисея. Эти общие постановления относительно судей оставались между израильтянами и в последующие времена, когда они обладали уже Обетованной Землей. Для этого Моисеем сделано было общее распоряжение: Во всех жилищах твоих поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтобы они судили народ судом праведным, не извращая закона (Второзаконие 16:18). Эти судьи, без сомнения, были учреждаемы из старейшин, потому что, говоря о разных судебных случаях, Моисей предоставляет суд старейшинам (Второзаконие 21:2,8,13,15,18,19-22). Но для затруднительных дел, которые при жизни Моисея предоставлены были ему самому для решения, после него должен был устроиться высший суд, который должен был иметь свое заседание в Святилище и состоять из священников и судей, под председательством первосвященника и светского судьи во главе (Второзаконие 17:2,5,8-12,16-19). Во дни Судей суд производили Судьи, как призванные к сему Господом (Книга Судей 3:4,5,9,10). После последнего Судьи, который был вместе первосвященником (1-я Царств 4:18), высшая судебная власть вместе с правительственной властью перешла к пророку Самуилу (1-я Царств 7:3,12,15 и дал.) и потом к царям. Доступ к царю был открыт всякому подданному, ищущему суда (2-я Царств 15:2,3,4,6,14 Цар. III, 16). По окончании войн, когда приведены были в порядок устройство царства и в особенности богослужение, Давид назначил шесть тысяч левитов судьями и писцами в разных городах для наблюдения и расправы как в делах религиозных, так и в мирских (I Пар. ХХIII, 4, ХХVI, 29–32). Еще более для благоустройства суда сделал Иосафат. Он не только поставил судей по всем укрепленным городам из старейшин, конечно, и священников (2-я Паралипоменон 19:5 и дал. Второзаконие 21:5,16,18), но устроил еще в Иерусалиме верховное судилище из левитов, священников и племенных начальников, чтобы творить суд Иеговы и разрешать судебные тяжбы. В этом суде председательствовали – первосвященник для дел Иеговы и князь дома Иудина для дел царя; к нему же были определены левиты как писцы. Это судилище имело своим назначением давать приговор по всем трудным делам, которые будут поступать к нему от местных судов (2-я Паралипоменон 19:8-11, Второзаконие 17:8-19, Пс. СХХI, 5). Около времен Иисуса Христа и апостолов у евреев было три судилища: 1) Верховный совет, или синедрион, в Иерусалиме, состоящий из 71 члена, во главе которого был председатель, коим мог быть первосвященник и вице-президент. Здесь решались самые важные дела. 2) Средний суд состоял из 23 членов и был в главных городах. 3) Низший суд состоял из 3 членов (От Матфея 5:22). Самое судопроизводство и порядок суда были очень просты. Судьи должны были во всякое время судить народ (Исх. ХVIII, 22). Во время Моисея суд происходил пред Скинией, где он заседал с Аароном и князьями общества, чтобы давать решение о праве и законе (Числа 27:2, сн. Исх. XIП, 19). Судьи в городах, по обычаю древнего Востока, имели свое седалище у ворот (Второзаконие 21:15,19,22, Притчи 22:14,22, Амос 5:14,15), на открытом месте города, где также была базарная площадь (IV Цар. VII, 1). Сюда пред них являлись тяжущиеся, принося свои жалобы устно (Второзаконие 1:1,16,20,21,25), а подсудимый, если он сам не являлся, был призываем (XXV, 8). Адвокатов или поверенных в Ветхом Завете не встречается. Даже самые высшие судьи народа решали дела публично: Девора – под пальмой (Книга Судей 4:5), цари – в воротах и во дворе дворца (2-я Царств 15:2,6, сн. XIV, 4 и дал. III Цар. III, 16). Соломон при своем дворце устроил притвор для судилища с престолом, с которого судил (3-я Царств 7:7). Позднее князья Иудины производили суд в зале царского дворца (Иеремия 36:12), но при этом из дома царя переходили в храм, при входе в новые ворота, судить Иеремию (Иеремия 26:10 и дал.). Судье поставляется в обязанность тщательно расследовать и строго испытывать обвинения и объяснения (Второзаконие 1:16, ХIII, 14). Для удостоверения в истине довольствовались иногда простыми признаками (Исход 22:13, Второзаконие 22:25), даже словом отца и матери, обвиняющих непокорного сына (Второзаконие 21:18-21). Обыкновенным средством дознания истины служили свидетели. Закон при этом требовал не менее двух или трех свидетелей (Второзаконие 19:15, Мф. ХVIII, 16, II Кор. ХIII, 1, I Тим. V, 19), особенно в уголовных делах (Второзаконие 17:6, ). Притом предписывалось строгое испытание свидетелей, и кто обличался в ложном свидетельстве, тот сам подвергался тому же наказанию, какое угрожало виновному (Второзаконие 19:18). Где недоставало свидетелей, напр. при воровстве, должна была решать дело клятва (Исход 22:10,11, К Евреям 6:16). Иногда, за неимением доказательств и средств к открытию истины, бросали жребий (Иисус Навин 7:1,14 Цар. XIV, 40). Жребий употреблялся как непосредственное Божественное решение (Притчи 16:9,33, ХVIII, 19). Принудительные средства, пытки, заключение в темницу чужды были закону Моисееву; они явились поздно, под чужим владычеством (От Луки 12:58).