Солнце Библейская энциклопедия

Солнце (Бытие 1:12,15,16 и др.). Еврейское название солнца есть шемес, встречающееся нередко в собственных названиях городов, как, напр., Беф-Шемеш, Ир-Шемеш и др. Великое значение и важность сего небесного светила достаточно объясняет нам причины, почему оно так часто упоминается в Свящ. Писании. Многие из этих указаний совершенно понятны и не требуют особых объяснений, но мы можем сказать несколько слов касательно языческого боготворения солнца, о котором нередко говорится на страницах Библии. Как кажется, боготворение солнца было одним из древнейших видов язычества (Иов 31:26,27). С течением времени оно распространилось более, и солнце получило несколько разнообразных наименований и стало олицетворяться в различных символах и образах. Египтяне выработали особенную систему поклонения солнцу. Финикийский Ваал, очевидно, был олицетворением солнца. Вавилоняне, халдеи и большая часть языческих народов Азии предавались поклонению солнца под тем или другим наименованием. От них приняли оное греки и римляне, и отсюда оно распространилось в большей части тогдашней Европы. Боготворение солнца служило одной из тех форм идолопоклонства, в которое впадали иногда евреи. Вот почему в Библии встречаются такие выражения: кони, которых ставили цари иудейские солнцу (IV Цар. ХХIII, II), курения, которые возжигали пред Ваалом, солнцем, и др. (ст. 5). Поклонение солнцу было воспрещено в Пятикнижии Моисеевом (Второзаконие 4:3,17,19). Боготворение солнца было особенно распространено между некоторыми аравийскими племенами и, по свидетельству англичанина М. Палграва, существует даже до настоящего времени. Символическое значение солнца в Св. Писании весьма разнообразно: 1) захождение и затмение солнца означает гнев Божий и Его праведное наказание, также бедствие, скорбь и страдания (От Матфея 27:45); его свет и ясное сияние означает счастливое состояние (Исаия 30:26). Сам Господь, как источник всякого света, блага и блаженства, образно называется в Св. Писании солнцем (Пс. ХХХХIII, 12). Он просвещает человека, очищает, укрепляет, оживляет, согревает и делает способным и готовым ко всякому благому делу. Что закат и затмение солнца служит образом несчастья для людей и для целых народов, это видно из многих мест Свящ. Писания (напр., Иеремия 15:9, Михей 3:6, Исаия 5:30, ХIII, 10, Иезекииль 32:7,8, Амос 8:9). 2) Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания (Сир. ХVII, 16, ХХIII, 28, Числа 25:2,4 Цар. XII, 11, 12). 3) Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений (Иеремия 31:35,36, Пс. LХХI, 5, 17, LХХХIХ, 36, 37). 4). В особенности солнце служит образом слова Божия. Как оно в царстве природы распространяет свет и теплоту, жизнь и плодородие, то же самое производит слово Божие в царстве духовном и нравственном (Пс. ХVIII, 2–7). И если небо и земля с своими светилами некогда прейдут, то слово Божие никогда не прейдет (От Луки 21:23, сн. I Пет. XXIV, 25). 5) Носители слова Божия имеют солнце своим символом. Истинная Церковь в Откровении Иоанна изображается облеченной в солнце (Откровение 12:1). Праведники, возрожденные словом Божиим, воссияют некогда, как солнце, в царстве Отца их (Мф. ХIII, 43, Даниил 12:2, Исаия 30:26, Книга Судей 5:31). 6) Но истинное солнце, истинный свет, коего видимое нами солнце служит только слабым отблеском, есть Вечное Слово, Господь, Христос. Лицо Его сияет как солнце в силе Своей (Откровение 1:16). Он есть Солнце правды (Малахия 4:2), истинный свет (От Иоанна 1:9), пришедший в мир, чтобы отделить свет от тьмы, чтобы служить светом миру (От Иоанна 3:5,8,9,12,19) и все просвещает, Он свет невечерний, вечный, незаходимый (Откровение 21:5,22,23).