Собака Библейская энциклопедия

Собака. У древних египтян собаки, равно как и кошки, пользовались особенным уважением. По иудейскому закону эти животные считались нечистыми, как они и доселе еще считаются у мусульман. Между евреями считалось крайним оскорблением сравнить кого-либо с мертвым псом (1-я Царств 24:15), и даже деньги, полученные за продажу столь презренного животного, равно как плата блудницы, не могли быть вносимы в Скинию – в Дом Господа (Втор. ХХIII, 18). Посему-то название пес прилагается ап. Павлом к лжеучителям (К Филиппийцам 3:2), а Соломон и ап. Петр сравнивают грешников с псами (Притчи 26:2,11,11 Пет. II, 22). Слово псы употребляется иносказательно для означения гонителей (), лжеучителей (Исаия 56:11), нечестивых людей (От Матфея 7:6) и язычников (От Матфея 15:27). Впрочем, даже и у евреев собаки назначались для охранения стад (Иов 30:1, Исаия 56:10,11). Соломон говорит: псу живому лучше, нежели мертвому льву (Екклесиаст 9:4), обозначая сими словами, что всякое, даже самое ничтожное существо, пользующееся жизнью, счастливее и важнее самого благородного и великого существа, уже умершего. Восклицание Авенира: разве я собачья голова? (2-я Царств 3:3) означает почти то же самое. Как домашнее животное собаки в Библии являются уже поздно. Собака сопровождала Товита в его путешествии (Тов. 5, 17). Что около времен Господа Иисуса Христа собак нередко держали при домах, показывает ответ жены хананейской на отказ ей Спасителя в помощи (От Матфея 15:27). Не давайте святыни псам, говорит Спаситель Своим ученикам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (От Матфея 7:6), показывая тем, что они не должны предлагать святые истины Евангелия людям гордыни, ожесточенным и нераскаянным, иначе подобно псам они могут попрать оные своими ногами и, возвратившись, растерзать их самих. Собак, как мы заметили выше, боготворили в Древнем Египте. Египетский бог Анубис имел собачью голову. В Древней Греции, как то можно видеть из Гомера, собаки пользовались большой любовью и расположением.