Раб, рабство Библейская энциклопедия

Раб, рабство. Рабство издревле существовало между людьми. Оно известно было и до потопа (Бытие 9:25). Древние патриархи имели многих рабов (Бытие 12:5,14). Рабами делались: люди, взятые в военный плен (Второзаконие 20:10,11) иногда бывшие не в состоянии уплатить своих долгов (IV Цар. IV, 1. Исаия 50:1, Мф. ХVIII, 25), когда вор был не в состоянии уплатить за украденное (Исх. ХХII, 1–3) и вступившие в брак с лицом рабского состояния (Бытие 14:14 Бытие 15:3 и др.). Иногда человек сам продавал себя в рабство по крайности обстоятельств (Левит 25:39). Рабы через продажу переходили от одного господина к другому, и покупка была самым обыкновенным способом добывать себе рабов. Цена рабов в разные времена была различна, но в тяжебных делах Моисей определяет законную цену раба не свыше 30 сиклей (Исход 21:32). Касательно состояния рабов известно, что они получали от господ своих помещение, содержание, одежду и за это обязаны были исполнять все, что им будет указано. Особенно верный и способный раб, заведовавший всем хозяйством, был начальником над прочими рабами и носил название управителя, или приставника (Бытие 24:2, ХLVII:6, I Цар. XXI, 7, Руфь 2:5). Он распределял прочим рабам работу, а иногда и пищу, если этим не занималась сама госпожа (Притчи 31:15, От Матфея 24:45, К Галатам 4:2). Некоторые рабы были приставляемы даже к воспитанию и обучению детей. У разумных господ участь рабов, конечно, была сносна (Иов 31:13), но все-таки она была тяжела. В противность язычникам, у которых рабы совершенно были предоставлены произволу и капризу своих господ, израильтяне имели самые гуманные постановления относительно своих рабов. Так, напр., они не могли обременять их слишком тяжелыми работами, подлежали ответственности перед судом, если кто-либо ударил раба своего и тот умирал; все рабы в субботу и другие праздничные дни освобождались от всякой работы (Исход 20:10, Второзаконие 5:14). В десятинах и во всех приношениях они обыкновенно приглашались принять участие в трапезе. В субботний год всем, что сама собою производит природа, имели право пользоваться рабы и поселенцы (Левит 25:4-7). Еще выше и человеколюбивее касательно рабства внушения христианства: Вы, господа, поступайте с ними (рабами) умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у которого нет лицеприятия (К Ефесянам 6:9), говорит апостол, и в другом месте он пишет: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (К Колоссянам 4:1). Весьма трогательное и поучительное наставление господам по отношению к их рабам дает св. ап. Павел, возвращая одного беглого раба к его господину (Флм. II, 14, 17, 21).