Притчи Христовы (От Матфея 13:3-23, От Марка 4:2-11, От Луки 8:4-18 и др.), т. е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы, или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание. Иные притчи Он изъяснял особенно ученикам Своим наедине, а самую большую часть оставлял без объяснения, чтобы овладеть вниманием слушающих и приучить их к размышлению, чтобы они к подобиям и предложенным примерам сами приноравливали истины веры и тайны царствия Божия, и, таким образом, посредством чувственного, земного сами разъяснили себе в возможных подробностях вышечувственное и небесное. Образцы притчей встречаются иногда и в Ветхом Завете: так, напр., первой притчей можно назвать притчу Иофама сихемлянам о деревьях, желающих избрать себе царя (Книга Судей 9:7-20); затем – притча Нафана к Давиду о богаче, отнявшем у бедняка единственную его овцу (2-я Царств 12:1-9), притча Иоаса, ц. израильского, обращенная к Амасии, ц. иудейскоку, о терне и кедре на Ливане, отличающаяся, несмотря на приточный характер, своим едким сарказмом. Притчи Господа Иисуса Христа особенно отличаются своей простотой, естественностью и безыскуственностью. Видит, напр., Он пред Собою засеянное поле и говорит о сеянии. Говорит к ученикам, которые большей частью были рыболовы, и предлагает притчу о рыбной ловле. Сидит за столом, и царствие Божие уподобляет большому пиру. Проходит мимо виноградных садов и говорит о виноградной лозе и ветвях на лозе. Все у Него заимствовано из обыкновенной, окружающей нас природы, из круга учеников и их образа мыслей и занятий, из нравов и жизни народа, все соответствует обыкновенным понятиям и обыкновенному образу мыслей человеческих. Притчи Господа Иисуса Христа можно исчислить следующим образом:
1) Притча о сеятеле (От Матфея 13:3-23, От Марка 4:3-8,14-20, От Луки 8:5-15).
2) О добром семени и о плевелах (От Матфея 13:24-43).
3) О зерне горчичном (От Матфея 13:31,32).
4) О закваске (От Матфея 13:33).
5) О сокровище, скрытом на поле (От Матфея 13:44).
6) О купце, ищущем хорошего жемчуга (От Матфея 13:45,46).
7) О неводе, закинутом в море (От Матфея 13:47-50).
8) О немилосердном должнике (От Матфея 18:23-35).
9) О работниках в винограднике (От Матфея 20:1-16).
10) О двух сыновьях (От Матфея 21:28-31).
11) О злых виноградарях (От Матфея 21:33-41, От Марка 12:19, От Луки 20:9-16).
12) О браке царского сына (От Матфея 22:1-14).
13) О десяти девах (От Матфея 25:1-13).
14) О талантах (От Матфея 25:14-30).
15) О семени, возрастающем в земле неприметным образом (От Марка 4:26-29).
16) О двух должниках (От Луки 7:41-43).
17) О благодетельном самарянине (От Луки 10:30-37).
18) О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга ().
19) О любостяжательном богаче, у которого был большой урожай в поле (От Луки 12:16-21).
20) О неплодной смоковнице в винограднике (От Луки 13:6-9).
21) О званых на большой ужин (От Луки 14:16-24).
22) О заблудившейся овце (От Матфея 18:12-14, От Луки 15:3-7).
23) О потерянной драхме (От Луки 15:8-10).
24) О блудном сыне (От Луки 15:11-32).
25) О неверном домоправителе (От Луки 16:1-9).
26) О богатом и Лазаре (От Луки 16:19-31).
27) О работнике, пришедшем с поля (От Луки 17:7-10).
28) О неправедном судии (От Луки 18:1-8).
29) О фарисее и мытаре (Лк. ХVIII, 9–14).
30) О десяти минах (От Луки 19:11-27).
31) О добром пастыре и наемнике (От Иоанна 10:1-16).
Но кроме исчисленных нами притчей в Новом Завете встречаются другие краткие части учения Христова, изложенные приточным языком, как, напр., о человеке благоразумном, построившем дом свой на камне и о безрассудном воздвигшем дом свой на песке (От Матфея 7:24-27, От Луки 6:47-49), о ветхой одежде и о ветхих мехах (От Матфея 9:16,17), о женихе и сынах брака (От Матфея 9:15) и некоторые другие.
Наибольшей своей трогательностью и назидательностью отличаются притчи о благодетельном самарянине, заблудшем сыне, о десяти девах, о богаче и Лазаре и проч.