Помазание, помазанник Библейская энциклопедия

Помазание, Помазанник. Помазание лиц, царей, первосвященников и пророков, месть и вещей елеем или миром особенного состава, было выражением освящения, предписанного общественным законодателем. Подробное описание составных частей мира и употребление его описаны в кн. Исход (Исход 30:23-33). Домашнее изготовление и употребление такого мира было строго воспрещено Господом (ст. 33). При праздниках и других великих и радостных событиях было обычным делом помазывать голову благоухающим елеем; посему-то помазание считалось знаком радости и счастья. В пояснение приведем след. места из Свящ. Писания: 2-я Царств 14:2, Екклесиаст 9:8, От Матфея 6:17, Руфь 3:3. Помазание царей священным миром особенно предписывается законом, и в Свящ. Писании мы видим частые указания на сие священнодействие (2-я Царств 19:3,10 Цар. I, 39, XIX, 15–16). Мы видим также, что помазание миром царей иногда совершалось каким-либо пророком тайно (1-я Царств 10:1-13,16 Цар. XIX, 16, IV Цар. IX, 1–6) и служило указанием того, что известное лицо, помазанное таким образом, долженствует со временем занять царский престол. По учреждении у евреев монархического правления помазание миром царей совершалось священником, вероятно, в каком-либо общественном месте при собрании народа, с игрой на трубах и свирелях (3-я Царств 1:39) и, по крайней мере, в одном случае, в храме, окруженном царским войском (IV Цар. XXI, 12–13). Призванным к пророческому служению, пророкам сообщались через помазание миром дары ведения, мудрости и благочестия (Псалтирь 104:1,15 Пар. XVI, 22, III Цар. XIX, 16). Первосвященники и священники, посвящаясь через помазание, получали дары Св. Духа, необходимые для прохождения их служения (К Евреям 5:1-3, Исход 28:21,29,29,41, Псалтирь 132:1-3 2, Левит 4:3,5). Иисус Христос называется Помазанником, Мессией, по-гречески Xристом, потому что на Него в полноте излиты все дары Св. Духа, и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Верующие называются помазанными, потому что действительно получили помазание от Святого, которое в них пребывает (От Иоанна 2:20).

У иудеев было в обыкновении помазывать елеем (миром) и некоторый части человеческого тела помимо головы, как, напр., ноги, волосы, ради здоровья и чистоты, а равно как и в знак почтения и благоговения (От Матфея 6:17, От Луки 7:46, От Иоанна 12:3). В тех случаях, где нужно было оказать преимущественно смиренное и глубокое благоговение и любовь, употреблялось для помазания самое ценное и особенно благовонное миро (От Иоанна 12:3). Помазание больных елеем в древности было также делом обыкновенным и доселе еще практикуется на Востоке. Целебные свойства елея хорошо известны, и хотя исцеления, совершаемые учениками Господа, очевидно, были чудесны, но, как видно ясно из Евангелия от Марка (VI, 13), и они не чуждались при этом общепринятых врачебных средств. Тела умерших часто помазывались ароматами, для того чтобы предохранить оные от гниения (От Марка 14:1,8,16), что иногда походило несколько на египетское бальзамирование.