Погребение Библейская энциклопедия

Погребение, или похороны (Бытие 23:4, От Матфея 26:12). Между иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему (Бытие 46:4), отдать ему последнее целование. После погребения происходит громкий и общий плач (От Иоанна 11:19,31,33), который и продолжался несколько дней и после погребения. Тела умерших омывались (Деяния 9:37), потом обертывались в тонкое полотно (От Матфея 27:59) или обвязывались пеленами (От Иоанна 11:44), потом полагались во гроб со множеством благовоний и относились на место погребения (2-я Царств 3:2,30,31 Пар. XVI, 14). Лазарь был обвит погребальными пеленами по рукам и по ногам. По мнению некоторых, на каждый член тела полагалась отдельная повязка, а в Египте было даже в обычае обвивать повязками каждый палец тела умершего, так что, судя по одной из найденных мумий, можно думать, что для сего требовалось, быть может, несколько сот ярдов полотна. Климат и нечистота, происходившая от всякого соприкосновения с умершим телом (что было запрещено законом Моисеевым), естественно заставляли ускорять обряд погребения умерших. Впрочем, относительно сего были некоторые исключения. Обряд бальзамирования не был общим между евреями, хотя пряности и ароматы употреблялись при их погребении (2-я Паралипоменон 16:14, От Иоанна 19:40). Иосиф повелел врачам набальзамировать тело своего отца Иакова, и затем он был положен во гроб в Египте и отнесен в пещеру Махпелу в Xанаане и там погребен (Бытие 50:2,13). Иосиф при кончине своей завешал о костях своих (К Евреям 11:22). По смерти тело его, набальзамированное, Моисей из Египта перенес в землю Xанаанскую. Гробы употреблялись в Египте и в Вавилоне, но были неизвестны на Востоке, за исключением тех случаев, когда тело должно было препровождать на далекое расстояние. Погребальный одр сопровождался до места погребения несколькими из ближайших родственников (2-я Царств 3:31, От Луки 5:14), причем присутствовали и сторонние лица и иногда нанимались плакальщики, или скорее плакальщицы, для того чтобы сопровождать тело (Иеремия 9:17, Иезекииль 24:17, От Матфея 9:33). Так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы! и призовут земледельца сетовать и искусных плачевных песнях – плакать (Амос 5:16). Этот обычай существует еще доселе во многих восточных странах (Бытие 50:3,10). Это пророчество вызывает пред нами образ Рахили, плачущей о своих чадах: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иеремия 31:15). Шествие ко гробу, для того чтобы плакать там, доселе служит общим обычаем на Востоке (От Иоанна 11:31). Смятение, происходившее иногда при подобных случаях, было очень трогательно. Восточное чувство обыкновенно непривычно к тому, чтобы сдерживаться, и потому в некоторых случаях обычай порывистого плача, или, так сказать, самобичевания, общий между язычниками, перешел и к евреям при их погребальных обрядах. И умрут великие и малые, на земле сей, говорит пр. Иеремия; и не будут погребены и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради их. И не будут преломлять хлеб в печали, в утешение об умершем:; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их (Иеремия 16:6,7). Иудеи назначали особые кладбища для погребения умерших, и эти места были как общественные, так и частные (Бытие 23:4, Книга Судей 8:2,32 Цар. II, 32, XXI, 14, Иеремия 26:23). Кладбища обыкновенно устраивались в садах (IV Цар. XXI, 18), а иногда в полях (Бытие 23:11), или в пещерах, или в скалах. Такова была гробница царедворца Севны, которую он приготовил для самого себя (Исаия 22:16). Быть непогребенным считалось крайним бесчестьем. Ныне предает тебя Господь в руку мою, отвечал пред единоборством Давид исполину Голиафу, и я убью тебя, и скину с тебя голову твою и отдам (труп твой) и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле (1-я Царств 17:46). И никто не похоронит ее, сказано в IV кн. Царств об нечестивой Иезавели, жене Ахава (IX, 10). Печальная судьба одного из иудейских царей предсказана в следующих выражениях: так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, ц. Иудейском: не будут оплакивать его: увы, брат мой! и: увы, сестра! Не будут оплакивать его, увы, государь! и: увы, его величие! Ослиным погребением будет он погребен; выташдт его и бросят далеко за ворота Иерусалима (Иеремия 22:18,19). Даже преступников казнили ранее назначенного срока, для того чтобы не оставить тела их непогребенными после солнечного заката. Сожигать тела умерших не было в обычае у израильтян. Пример сожигания тел умерших у израильтян видим мы только в I кн. Царств (XXXI, 29). Жители Иависа сожгли тело Саула и тела сынов его у себя в Иависе, вероятно, потому, что не могли унести их на их места погребенья в родовой могиле их и чтобы спасти их от поругания; и однако же, они похоронили их останки под деревом (ст. 13). Только тела осужденных преступников сожигали (Бытие 38:24, Левит 20:9,14,21); но и они были погребаемы, как выше сказано (Второзаконие 21:22,23). Могила называлась домом собрания всех живущих, домом костей (Иов 30:23,24), вечным домом (Екклесиаст 12:5). Желание у евреев быть погребенным вместе с родственниками было развито очень сильно. Позволь рабу твоему, отвечал Верзеллий Давиду на его предложение остаться с ним в Иерусалиме, возвратиться, чтобы умереть в своем городе, около гроба отца моего и матери моей (2-я Царств 19:37).

По иудейским источникам, равно как по свидетельству Иосифа Флавия, для погребения казненных преступников отводились особые места нечистые или пользовавшиеся дурной славой. Подобный обычай достаточно объясняет слова пр. Исаии: Ему (т. е. Господу Иисусу) назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его (Исаия 53:9). Старейшины иудейские уже приготовили Господу Иисусу место погребения вместе с злодеями, но Иосиф Аримафейский, человек богатый, вмешался в дело и просил Его тело у Пилата и положил Его в своем новом гробе, высеченном в скале (От Матфея 27:57,58). Некоторые еврейские семейства строили близ своих жилищ небольшие каменные здания, без дверей или окон, которые и назывались погребальным домом, или фамильным склепом, для погребения своих умерших. У восточных народов они нередки даже и в настоящее время. Гробницы иудеев иногда богато украшались и по временам белились и окрашивались краской, чтобы они были виднее. Означенная окраска большей частью делалась весной перед праздником Пасхи, в который громадные толпы народа наполняли все улицы Иерусалима. От этого обстоятельства вытекает особенная сила обличений Господа против фарисеев (От Матфея 23:27). К гробницам иногда прикреплялись дощечки с соответствующими надписями. Созидать гробницу для человека служило выражением особенной любви и почтения к нему (От Матфея 23:29). В I кн. Маккавейской (XIII, 27) мы читаем, что Симон воздвиг памятник над могилою своего отца, матери и братьев в отечественном своем городе Модине. Что гробницы не всегда были заваливаемы и закрываемы, это можно видеть из нескольких мест Свящ. Писания, как, напр., IV Цар. XIII, 21. Гортань их (т. е. нечестивых) – открытый гроб, говорит псалмопевец (Псалтирь 5:10); вообще же гробницы заваливались большим камнем при устье, для того чтобы предохранить тело мертвеца от хищных животных. Потому-то естественно, что мироносицы, шедшие на гроб Господа, чтобы помазать тело Его ароматами, спрашивали друг друга: кто отвалит нам камень от двери гроба? (От Марка 16:3). В соседстве настоящего Иерусалима, равно как в Иосафатовой долине, находится доселе множество гробниц. Многочисленные углубления в горах для погребения умерших, вечно господствующая тьма под этими подземными сводами вызывали у еврейских поэтов глубоко поэтические образы и представления. Так, напр., в кн. пр. Исаии, между прочим, находится следующее высоко поэтическое выражение: Все они будут говорить тебе, и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой (Исаия 14:2,10). Но теперь гроб потерял весь свой ужас для истинно верующего христианина (1-е Коринфянам 15:2 0). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, говорит св. ап. Павел. Я есмь воскресение и жизнь, назвал Себя сими словами сам Начальник жизни и Совершитель нашего спасения Господь Иисус Христос (От Иоанна 11:25). Блажени мертвии, умирающие в Господе, говорит Тайновидец (Откровение 14:13).