Палестина Библейская энциклопедия

Палестина – есть общее название земли евреев (Бытие 40:15), называемой также землей Господней (Осия 9:3), святой землей (Захария 2:12), землей Израилевой (Иезекииль 7:2), Землей Обетованной (К Евреям 11:9). Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой филистимлянами (Исход 15:14, Исаия 14:29,31, Иоиль 3:4), и в этом единственном смысле употребляется в В. 3. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово Палестина и которое переводится словом земля Филистимская или Филистея (Псалтирь 84:4, СVII:10). Границы Палестины сначала определялись Иорданом и Мертвым морем, Каменистой Аравией, Средиземным морем и Сирией, но потом в состав ее вошли и земли по другую сторону Иордана от Арнона до Ермона и Антиливана. В этом протяжении границы ее к ю. простираются от южных пределов Мертвого моря до Идумеи, Каменистой Аравии и реки Египетской (Числа 34:4,5, Второзаконие 2:4-8). К з. Палестина граничит Средиземным морем, землей Филистимской и Финикией (Числа 34:6, Второзаконие 11:24 и др.). К с. она простирается от гор. Ор и Ермон до Сидона и Великого моря, до гор Ливана и Антиливана и Дамаска в Сирии (Числа 34:7-9, Иисус Навин 1:4, Второзаконие 11:24 и др.). К в. границы ее Евфрат и пределы владений колен Рувимова, Гадова, полуколена Манассиина до земли Аммонитской и Моавитской (Иисус Навин 1:4, Второзаконие 2:9; 1-я Паралипоменон 5:9,10 и др.). При всей своей уединенности Палестина лежала, так сказать, в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к известным тогда государствам Европы и Азии. Посему-то сам Господь говорит у пророка: Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг него земли (Иезекииль 5:5), и отсюда должны были излиться свет и спасение для всего мира.

Палестина страна весьма гористая. Главные горы ее на с. Ливан (т. е. белая гора, называемая так частью от снега, 6 месяцев покрывающего вершину оной, частью от известковых скал и утесов) и Антиливан, идущий к Дамаску и известный в Свящ. Писании также под именем Ливана (Песни Песней 7:6); на ю. от них Неффалимовы горы, гора Фавор (гора Преображения) на высокой равнине Иезреельской, горы Ефремовы с горами Гевал, Гаризин, Кармил и др. Наконец, еще южнее горы Иудейские, между которыми более известны: Мория, Сион, г. Елеонская (гора Вознесения) и др. Господствующие формации означенных гор суть мел и известь с кремнем. Из равнин замечательнейшие суть: Ездрилонская, Завулонская, Саранская, Сефел, орошаемые небольшими, летом высыхающими потоками и реками Кисон, Кедрон и др. Границу между Восточной и Западной Палестиной составляет река Иордан, по обеим сторонам которой тянется известная долина Иорданская. Река Иордан, вытекая из подошвы Ливана, проходит через озера Маррон и Тивериадское и вливается в Мертвое море. Восточная часть Палестины представляет большую высокую равнину, теряющуюся в пустыне, а на ю. возвышающуюся в виде г. Фасги. Здесь протекают реки: Иеромакс, впадающий в Иордан, и поток Арнон (ныне Уед-Моджеб). Из озер и морей замечательны озеро Фиал при подошве Антиливана, Мером или Самохонитское, Геннисаретское, или Галилейское море, Мертвое море, иначе Асфальтовое или Соляное озеро, Средиземное море, называемое в Свящ. Писании Западным, Великим, а иногда просто морем (см. о каждом из них под своим названием). Из пустынь Палестины замечательнейшие суть: пустыня Иудейская, Иорданская, Фекопская, Иерихонская и некоторые другие. Вот в каких словах пр. Иеремия изображает пустыню, по которой евреи странствовали сорок лет: Иегова вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил, и где не обитал человек (II, 6). Климат Палестины различный: в гористых местах умеренный, а в местах более ровных жаркий. Но в ней, собственно, только два времени года – лето и зима. Лето жаркое и зима холодная, или, вернее, сухое, ясное время года и дождливое (Бытие 8:22, Захария 14:8). Дождливое время года, соответствующее нашей осени, начинается с половины октября или ноября, но не вдруг, а мало-помалу (Второзаконие 11:2,14 Цар. XXI, 10). Холод достигает наиболее высокой степени в декабре и январе, когда нередко падает снег, а иногда и град. С апреля начинается жатва и вместе с тем сухое или жаркое время года, продолжающееся с некоторыми изменениями до октября. Жар особенно чувствуется с последней половины июля до второй половины августа. Тогда земля оживляется только росой, и потому-то роса считается великим благодеянием Божиим. В это время всякая зелень полей высыхает, особенно когда дует знойный восточный ветер, вредный для садов и полей и гибельный для морских кораблей (Осия 13:15, От Иоанна 4:8). Для здоровья климат Палестины вообще полезен. Но нельзя не заметить, что при всех благоприятных климатических условиях означенная страна имеет и свои бедствия. Там нередки моровые язвы, землетрясения, саранча, засуха, голод и т. п.

По своему положению и ровному климату Палестина принадлежит к плодороднейшим странам. Если же в наше время находится там много пустых мест и невозделанных земель, если все населенные места представляют собою только большие малонаселенные деревни, то надлежит помнить, что это было ясно предсказано пр. Моисеем (Второзаконие 28:15-29). Из истории известно, что эта страна неоднократно была опустошаема ассириянами, халдеями, сириянами, римлянами, сарацинами и турками. А что в древние времена это была прекраснейшая и плодороднейшая страна, об этом единогласно свидетельствуют все древние писатели, представляя ее богато украшенной прекрасными долинами, богатыми полями и лугами, прохладными лесами, великолепными городами и селениями. Действительно, плодородие в Палестине в библейские времена было чрезвычайное: пшеницу, виноград, ячмень, рис, чечевицу и хлопчатую бумагу разводили здесь в большом изобилии; розы, лилии, нарциссы и другие благовонные цветы во множестве покрывали и украшали собой цветущие нивы; бальзамный кустарник, кипарис, дуб, миндальное, масличное дерево, гранаты, пальмы, кедры и др. росли в ней во всей красоте и великолепии. Особенно же растительностью, плодородием и богатством своих произведений отличались Галилея, равнина Сарронская, горы Ливан, Кармил, долины Васан и Хеврон. Из животных здесь водились овцы, козы, волы, коровы, верблюды, ослы, лошаки и разные птицы. Пчеловодство служило также важным предметом хозяйства в Палестине. Израильтяне производили значительную торговлю медом с Тиром. Не менее имело значение рыболовство, особенно для прибрежных жителей приморских стран. Из минералов всего чаще встречаются известь, медь, базальт, каменная соль, сера, асфальт и др., медь, серебро, золото и даже драгоценные камни (Второзаконие 8:9 Второзаконие 33:19, Иезекииль 22:18,19 и др.). В Библии Палестина представляется как самая прекрасная и плодородная земля, текущая медом и млеком, и которая напояется водою от дождя небесного. О богатстве природы Палестины единогласно свидетельствуют Диодор Сицилийский, Тацит, Плиний, Иосиф Флавий и другие.

В первобытные библейские времена села, деревни и города в Палестине были незначительны. Название города встречается уже в семействе Адама. Каин, по убиении им Авеля, удалившись от прочего семейства Адамова на восток, построил здесь город и назвал оный по имени своего сына Еноха (Бытие 4:17). После потопа рано упоминается не только о многих городах, но и о целых государствах (Бытие 10:10-12), как, напр., в земле Сеннаарской Вавилон; в Ассирии Ниневия и др. Далее упоминаются ханаанские города: Сидон, Газа, Содом, Гоморра, Адам, Цевоим (ст. 19), равно как и во времена Моисея и Иисуса Навина, Иерихон, обнесенный высокой стеной (Иисус Навин 6:19) Гай с 12 000 жителей (Иисус Навин 8:25), Гаваон (Нав. Х, 2), Асор, сильно укрепленный город, бывший главой всех северных царств (Иисус Навин 11:10). Во времена Давида и Соломона особенно был укреплен, распространен и украшен столичный город Палестины Иерусалим. Кроме того, Соломон построил и возобновил следующие города: Фадмор, Пальмиру, Газер, Бефорон, Гацор, Ваалаф и Мегиддо (3-я Царств 9:12,17,18,19). Храм Соломонов был чудом света. По разделении царств не менее замечателен был город Самария, как по его прелестному местоположению, так и по богатству, укреплению и народонаселению, которое исчислялось во всей Палестине десятками миллионов, как, напр., при Давиде оно простиралось до 5000000, а во времена Спасителя и еще более. О многочисленности населения, равно как и о благоустройстве и цветущем состоянии городов, кроме свидетельств Свящ. Писания и указаний светских писателей, доселе свидетельствуют развалины разрушенных городов Палестины. Путешественники во многих местах находят груды тесаных камней, столбов гранитных и мраморных колонн, развалины мощеных улиц, храмов, дворцов, замков, башен, водохранилищ и водопроводов. Такими развалинами переполнена почти вся Палестина, как, напр., в Иерусалиме, Хевроне, Газе, Аскалоне, Азоте, в Самарии, Наблусе, Тире и Бейруте, в Дамаске, на Ливане и во многих других местах.

Первоначально Палестина разделялась, сообразно с двенадцатью коленами Израилевыми, на 12 уделов, образовавших при жизни пророка и судии Самуила одно государство, первым царем которого был Саул. Это царство после почти полуторавекового существования разделилось на два: Иудейское и Израильское. Царство Израильское в непродолжительном времени было разрушено ассириянами, а царство Иудейское покорено вавилонянами. После Вавилонского пленения Иудея разделена была на маленькие уделы под персидским владычеством, причем иудеи возвратились каждый в свой город, и в Свящ. Писании указываются города из разных колен, хотя возвратившиеся перечисляются не по коленам, а частью по городам и частью по семействам и родам (Ездра 2:8,10, Неемия 7:11), но не теряется из виду и племенная разность до самых позднейших времен (От Матфея 1:2,4,13,14,15,16, От Луки 2:4,36, Деяния 26:7, К Римлянам 11:1, К Филиппийцам 3:5).

Около времен Иисуса Христа и во время Его земной жизни Палестина разделялась на четыре части: Галилею, Самарию, Иудею и Перею (об-он пол, т. е. по ту сторону р. Иордана) (Флав. о Войне Иуд. к. 3, гл III). (См. о каждой из означенных частей под собственным названием.) В последующее время, под владычеством римлян, мы находим разделение Палестины на три части: Палестина первая, вторая и третья. В первой заключались Иудея и Самария, во второй – Галилея, страна Трахонитида и Итурия, в третьей – Перея и Идумея. Все эти части по управлению находились в зависимости от Сирии, что остается и доселе под владычеством магометан, овладевших ею в 637 г. по Р. X. В настоящее время Палестина разделяется на четыре турецких саджака: Дамасский, Иерусалимский, Наблусский и Газский. Первоначально Палестина была обитаема многочисленными ханаанскими племенами, как-то: иевусеями, амореянами, гергесеянами, хананеянами, кинеями (исполинским народом Еноховых детей), филистимлянами и другими; впрочем, они мало-помалу были покорены израильтянами и большей частью истреблены. В настоящее время народонаселение ее состоит из арабов, турок, египтян, друзов, армян и христиан разных народов и исповеданий. Дальнейшую историю Палестины см. под словами: Евреи, Иудея, Египет и Сирия.